Нормативное содержание права граждан на свободу совести в Российской Федерации
Материалы / Конституционное право граждан на свободу совести / Нормативное содержание права граждан на свободу совести в Российской Федерации
Страница 2

– равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от их отношения к религии;

– неотчуждаемость прав и свобод и принадлежность их каждому от рождения;

– право на получение и распространение информации любым законным способом;

– запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающие религиозную ненависть или религиозное превосходство; право на альтернативную гражданскую службу;

– неприкосновенность частной жизни граждан и другие.

Как не трудно заметить, Конституция в целом является гарантом прав и интересов конфессий и верующих, и именно поэтому, на, указанных выше статьях, мы остановимся подробно в следующих главах.

Следует отметить, что свобода совести и вероисповедания регламентируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. Провозглашая и гарантируя свободу религии, закон вместе с тем преследует те религиозные объединения, деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, с побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению противоправных действий.

Принятый закон в основном отвечает международно-правовым обязательствам России, взятым ею на себя в качестве государства-участника Международного пакта о гражданских и политических правах и Европейской конвенции о защите основных прав и свобод человека. В преамбуле Закона (п. 1 – 3), как и в статьях 28, 19 (ч. 2) и 29 (ч. 2) Конституции Российской Федерации, подтверждается право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений.

В то же время ряд положений Закона вступает в противоречие с принципами, установленными упомянутыми международно-правовыми документами, и, соответственно, может быть опротестован гражданами при подаче жалоб в Европейский Суд по правам человека. По сути дела эти нормы и не могут действовать на территории Российской Федерации, исходя из примата над внутренним законодательством правил, установленных международными договорами, что предусмотрено Конституцией РФ (ч. 4 ст. 15).

По сравнению с общим международно-правовым принципом равенства всех религий, зафиксированным в Конституции Российской Федерации (согласно ч. 1 ст. 14 «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», а согласно ч. 2 этой же статьи «религиозные объединения… равны перед законом»), в Законе о свободе совести, по сути, закрепляется привилегированное положение отдельных религий.

В преамбуле Закона (п. 4–5) делается ссылка на «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры» и на уважение «христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия России».

Возникает два вопроса. Во-первых, какие религии подпадают под определение «других» – католицизм, униатство или же, скажем, пятидесятники и молокане, которые также могут рассматриваться как часть исторического наследия России.

Во-вторых, означает ли это неуважение к другим религиям, не поименованным в Законе – конфуцианству, индуизму и так далее – не являющимися частью этого наследия. При нынешних формулировках преамбулы строгого юридического ответа на эти вопросы не существует.

Противоречит как Европейской конвенции, так и прецедентам органов Совета Европы, являющимся важным источником «европейского» права, проводимое в Законе (статьи 6 и 7) разграничение между религиозными объединениями и религиозными группами.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона религиозные группы, в отличие от религиозных объединений, не подлежат государственной регистрации и не пользуются правами юридического лица.

Закон, кроме того, проводит различие между «традиционными» религиозными организациями и религиозными организациями, у которых отсутствует «документ, подтверждающий их существование на соответствующей территории не менее 15 лет» (п. 1 ст. 9 Закона).

«Нетрадиционные» религиозные организации лишены многих прав и в соответствии с п. 3 ст. 27 Закона не могут:

просить Президента РФ об отсрочке от призыва на военную службу и от военных сборов своих священнослужителей, а также не имеют права на замену военной службы альтернативной службой для последователей данной религии;

Страницы: 1 2 3