Гарантии свободы совести
Страница 2

Процедура защиты нарушенного права состоит в том, что жалоба доводится до сведения соответствующего государства, а государство обязано в шестимесячный срок представить Комитету письменные объяснения или заявления, разъясняющие этот вопрос и извещающие о принятых мерах, если таковые имели место.

Следовательно, Комитет не вправе выносить обязательные решения.

Другой формой международной защиты выступает Европейский Суд по правам человека, учрежденный в 1959 г. в соответствии с Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Суд состоит из такого числа судей, которое равно числу членов Совета Европы, он самостоятельно устанавливает свой регламент и правила процедуры. Юрисдикция Суда охватывает дела, связанные с толкованием и применением Конвенции, но лишь в отношении тех государств, которые признали ее для себя обязательной, т.е. и в отношении России. В состав Суда входит и судья от Российской Федерации.

Необходимо также обратить внимание на то, что нарушение прав и свобод часто сопровождается причинением вреда человеку. Конституционная гарантия в таких случаях состоит не только в том, чтобы восстановить нарушенное право и обеспечить его реализацию, но и в возмещении причиненного человеку материального и морального вреда. Такое право гарантирует ст. 53 Конституции. Возмещение причиненного вреда регулируется гражданско-правовым законодательством и является гарантией, распространяющейся на любые нарушения прав и свобод.

Не вызывает сомнения и то, что человек может быть уверен в устойчивости своих прав и свобод только тогда, когда законодательные органы государства лишены права принимать законы, отменяющие или умаляющие эти права и свободы. Данная норма закреплена в ч. 2 ст. 55 Конституции, она служит постоянным напоминанием органам законодательной власти о том, что отмена, пересмотр или любое снижение уровня гарантий тех или иных прав и свобод требует созыва Конституционного Собрания.

Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод, что последовательная работа по реализации принципов свободы совести предполагает целую систему мер по защите права на эту свободу. Механизм таковых мер должен работать на всех уровнях правоприменительной практики независимо от количества приверженцев той или иной конфессии, должности, статуса и отношения к религии. Закон должен защищать принципы свободы совести и связанные с ней права человека и гражданина.

Под свободой совести понимается право каждого человека самостоятельно решать вопрос о своем отношении к религии: быть верующим или атеистом. Объем и содержание понятия «свобода совести» органически включают в себя свободу вероисповедания, которая трактуется, как право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Законодательство о свободе совести представляет собой совокупность нормативных правовых актов, относящихся к обеспечению прав и свобод человека, к деятельности религиозных объединений. Это многоуровневая система, состоящая из: международного, федерального, регионального и местного уровней.

Порядок реализации свободы совести, и свободы вероисповедания установлен Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.). Этим законом предусмотрены такие гарантии свободы вероисповедания, как запрет требовать от человека сообщения о своем отношении к религии, тайна исповеди, право гражданина на замену военной службы, если она противоречит его убеждениям и вероисповеданию, альтернативной гражданской службой и ряд других.

Религиозная принадлежность не имеет юридического значения, а, значит, не указывается в официальных документах и является личным делом каждого.

Провозглашая и гарантируя свободу религии, закон вместе с тем преследует те, религиозные объединения, деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, с побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению противоправных действий.

В целях воспрепятствования таким актам Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» установил обязательную ежегодную перерегистрацию религиозных объединений в течение 15 лет после образования. Таким вновь созданным религиозным объединениям запрещено издавать и распространять литературу, вести образовательную деятельность и т.д. Закон также среди религиозных объединений выделяет организации и группы. Отличительным признаком религиозной организации как вида религиозного объединения является регистрация ее в качестве юридического лица. Очевидно, что по сравнению с религиозными группами, религиозные организации наделены значительными преимуществами.

Страницы: 1 2 3