Понятие и значение муниципального заказа
Материалы / Муниципальный заказ / Понятие и значение муниципального заказа
Страница 1

Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на договорной основе (п.

1 ст. 32 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Вместе с тем в рамках комплексного подхода к социально-экономическому развитию территории, муниципальные образования вправе координировать деятельность хозяйствующих субъектов (п. 2 ст. 32 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Формой договорного взаимодействия органов местного самоуправления с предприятиями может стать муниципальный заказ. Муниципальный заказ формируется на основе социальных норм - показателей необходимой бюджетной обеспеченности населения важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными и другими услугами в натуральном и денежном выражении. Его целями являются развитие добросовестной конкуренции, эффективное и открытое расходование средств местных бюджетов, содействие обеспечению занятости населения и приоритета российского товаропроизводителя. Муниципальный заказ направлен на снижение расходов местного бюджета.

Кроме того, муниципальный заказ способствует развитию малого бизнеса, позволяет ему не ограничиваться торгово-посреднической деятельностью, а проникать в реальный сектор экономики. По имеющимся данным наибольшее количество контрактов заключается местными (муниципальными) органами самоуправления, именно на этом уровне малые предприятия выполняют больше всего заказов.

Однако на практике обострилась проблема несвоевременной оплаты заказов, что связано с дефицитом бюджетов. Это ставит в тяжелое положение исполнителей муниципального заказа и является причиной отказа предприятий от участия в его выполнении, что, в свою очередь, влечет новые проблемы для муниципалитетов.

По мнению отдельных авторов, привлечению малых предприятий к выполнению муниципальных заказов будет способствовать использование методических материалов по организации взаимодействия малых и крупных предприятий в реализации государственных контрактов, которые должны включать:

типовые схемы, порядок и условия участия малых предприятий, в том числе совместно с крупными предприятиями, в исполнении муниципальных заказов;

перечень документов, защищающих интересы участвующих в торгах малых предприятий;

перечень и источники документов (инструкций), предоставляемых предприятиям при подготовке и подаче ими квалификационных заявок для участия в конкурсе.

Целям привлечения к участию малых предприятий в торгах по муниципальным заказам может послужить проведение конкурсов по упрощенной процедуре с разделением объектов торгов на отдельные лоты, что предоставит возможность малым предприятиям конкурировать с другими хозяйствующими субъектами. В соответствии со ст. 12 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" размещение муниципального заказа на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, осуществляется на основе открытого конкурса, правила которого устанавливаются представительным органом местного самоуправления.

Постановлением городской Думы г. Нижний Новгород от 21 апреля 1998 г. утверждено Положение о порядке проведения открытых конкурсов на размещение муниципального заказа в Нижнем Новгороде. Муниципальный заказ в Положении определен как форма закупок товаров, работ (оказания услуг) в интересах городских нужд, финансируемых за счет средств бюджета города. В качестве муниципального заказчика могут выступать: администрация города, ее структурные подразделения или по поручению администрации города муниципальные унитарные предприятия.

Страницы: 1 2 3