Новеллы Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
Материалы / Муниципальный заказ / Новеллы Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
Страница 1

Важнейшей новеллой Закона о закупках явилось установление «финансовой точки отсчета» для применения предусмотренных данным Законом процедур: Закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, если такие товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму более установленного ЦБ России предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке (согласно указанию ЦБ России от 14 ноября 2001 г.

N 1050-У такой размер составляет 60 тысяч рублей по одной сделке).

В связи с этим, с одной стороны, облегчилась закупка органами местного самоуправления (муниципальными заказчиками) продукции для муниципальных нужд при сумме сделки до 60000 рублей. Отныне в этом случае применяются общие правила Гражданского кодекса РФ о заключении договоров и не распространяются требования Закона о закупках в части правил отбора контрагентов, формы и порядка заключения контракта и т.п. Ранее, согласно статье 72 Бюджетного кодекса РФ (в редакции до Федерального закона от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ), любые закупки за счет бюджета для муниципальных нужд, независимо от объема, производились в рамках заключения муниципального контракта, в т.ч. с применением конкурсных процедур отбора контрагентов.

С другой стороны, усложнились правила осуществления закупок бюджетными учреждениями, поскольку, как отмечалось, в соответствии с Законом о закупках получатели бюджетных средств (в том числе бюджетные учреждения) вправе выступать муниципальными заказчиками только в случае, если они специально уполномочены на это органами местного самоуправления.

В результате теперь при отсутствии специального полномочия на заключение муниципальных контрактов бюджетные учреждения вправе размещать муниципальный заказ лишь при сумме закупок до 60000 рублей (т.к. в этом случае Закон о закупках не применяется, в т.ч., следовательно, и упомянутые положения по кругу муниципальных заказчиков). При сумме закупок более 60000 рублей закупка товаров для бюджетных учреждений в рамках обеспечения муниципальных нужд должна осуществляться органами местного самоуправления.

Ключевым при этом является определение целевого характера закупок - для муниципальных нужд или для собственных нужд учреждения. Закупки продукции бюджетными учреждениями для собственных нужд не подпадают под действие Закона о закупках, они осуществляются в общегражданском порядке, в т.ч. в случаях, если сумма закупок превышает 60000 рублей.

В то же время, согласно статье 71 Бюджетного кодекса РФ все закупки бюджетных учреждений на сумму свыше 2000 МРОТ (200000 рублей) осуществляются на основе муниципальных контрактов. Это означает, что независимо от целей закупок - для муниципальных или собственных нужд - при указанной сумме закупки производятся в порядке размещения муниципального заказа, на основе Закона о закупках. Таким образом, даже если посредством закупок обеспечиваются не муниципальные нужды, а собственные нужды учреждения, в силу специального требования БК РФ применяются правила размещения заказов для муниципальных нужд. Следовательно, бюджетные учреждения вправе самостоятельно проводить такие закупки лишь в случаях, если они специально уполномочены на размещение муниципального заказа. В противном случае закупки продукции при сумме свыше 200000 рублей должны осуществляться органами местного самоуправления.

Аналогичное понимание норм Закона о закупках и Бюджетного кодекса РФ в их системной связи содержится и в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 г. N 24 «О применении к государственным (муниципальным) учреждениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и статьи 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации».

Итак, в настоящее время закупка продукции бюджетными учреждениями, в зависимости от характера обеспечиваемых нужд и суммы сделки, осуществляется по-разному:

1) приобретение бюджетными учреждениями товаров, работ и услуг для собственных нужд:

- при сумме, не превышающей 200000 рублей (2000 МРОТ по ст. 71 БК РФ), - заключается не муниципальный контракт, а договор в обычном порядке в соответствии с общими правилами, установленными Гражданским кодексом РФ;

Страницы: 1 2 3 4 5