Новеллы Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
Материалы / Муниципальный заказ / Новеллы Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
Страница 3

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ собственник (в лице главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств) не только утверждает смету расходов учреждения (по выделяемым из бюджета средствам), но и устанавливает задания для учреждения.

Расходование средств на выполнение заданий собственника относится к деятельности, осуществляемой в публичных интересах его учредителя. Закупки продукции в рамках выполнения заданий собственника следует рассматривать как закупки для муниципальных нужд.

Итак, при совокупности двух указанных критериев - публичный (муниципальный) характер обеспечиваемых потребностей и бюджетный источник финансирования - закупки производятся в рамках размещения муниципальных заказов, однако решающим остается источник финансирования (это вытекает, в частности, и из указанного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ). Так, расходы на продукцию, которая по содержанию отвечает понятию муниципальных нужд (например, покупка дополнительных компьютеров для использования в учебном процессе), но производимые за счет «внебюджетных доходов» учреждения, не рассматриваются как закупка для муниципальных нужд и к ним не применяются правила Закона о закупках (в пределах до 2000 МРОТ, конечно). С другой стороны, закупки продукции за счет целевых средств бюджета рассматриваются всегда как закупки для муниципальных нужд и к ним применяются правила размещения заказов для муниципальных нужд, даже в случае, если фактически с помощью таких закупок удовлетворяются собственные нужды учреждения.

В связи с ограничением суммы закупок и ее влиянием на порядок закупок, возникает другой принципиальный вопрос: что считается единой «закупкой» - одна обособленная сделка или в том числе ряд взаимосвязанных сделок? И, если второе, то каковы временные критерии определения взаимосвязанности сделок на закупку однородной продукции?

В письме Минэкономразвития России от 23 июня 2006 г. N Д07-1220 разъясняется, что к административной ответственности по статье 7.29 КоАП РФ за закупку одноименных товаров, одноименных работ, одноименных услуг, осуществляемую без заключения муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, следует привлекать при условии, если закупки одноименных товаров на сумму, превышающую 60 тыс. рублей, осуществлены в течение квартала.

При этом под одноименными товарами, работами, услугами Минэкономразвития России предлагает понимать аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги определенного вида, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и их основные потребительские свойства, и которые являются однородными по своему потребительскому назначению (на основании общих определений товара, которые используются, например, в ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», Постановлении Госкомстата России от 25 марта 2002 г. N 23 "Об утверждении «Основных положений о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен») (письмо Минэкономразвития России от 18 января 2006 г. N Д07-54).

Таким образом, по мнению Минэкономразвития России, сделки по поводу одноименной продукции, заключенные в пределах квартала, рассматриваются как взаимосвязанные и в совокупности составляющие единую (однократную) закупку, сумма которой не должна превышать 60000 рублей.

Данное разъяснение Минэкономразвития России представляется спорным, т.к. по тексту статьи 7.29 КоАП РФ о таком временном критерии, как квартал, говорится лишь в отношении закупки на сумму более 250 тысяч рублей путем запроса котировок цен. Это основано непосредственно на статье 42 Закона о закупках, в которой указывается: заказчик не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем 250000 рублей, подлежащую уплате в течение квартала.

Применительно к другим случаям заключения контракта на закупку одноименных товаров, работ, услуг для муниципальных нужд не установлен период времени, в течение которого общая сумма закупок не должна превышать 60000 рублей (предельного размера расчетов наличными деньгами). В данном случае Минэкономразвития России применил аналогию закона, причем, как представляется, без достаточных к тому оснований.

Страницы: 1 2 3 4 5