Специальный порядок государственной регистрации
Страница 3

В новой редакции главы 22 Инструкции N 75-И содержатся ограничения на занятие руководителем (единоличным исполнительным органом, членами коллегиального исполнительного органа), главным бухгалтером, руководителем филиала кредитной организации каких-либо должностей в других организациях, являющихся кредитными или страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными по отношению к кредитной организации, за исключением случая, когда указанные лица являются членами совета директоров (наблюдательного совета) в указанных организациях.

Отдельно следует сказать об указании Банка России «О бизнес - планах кредитных организаций» от 5 июля 2002 г. N 1176-У. В этом нормативном акте сформулированы основные требования к бизнес - планам кредитных организаций и утверждены формы отчетных документов, включая типовую структуру бизнес - плана, титульный лист, определенные формы: расчетного баланса, расшифровки его отдельных статей, плана доходов, расходов и прибыли, а также расшифровки его отдельных статей, обязательных нормативов, допущений, принятых в бизнес - планах, общей информации о кредитной организации.

Наличие бизнес - плана для регистрации кредитных организаций было и раньше необходимым требованием, однако теперь соответствие бизнес - плана указанию N 1176-У является необходимым условием для принятия решения Банком России о государственной регистрации создаваемой кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций, а также действующей кредитной организации о расширении ее деятельности, изменении вида или реорганизации.

Бизнес - план является документом на ближайшие 2 календарных года, вместе с тем кредитная организация по своему усмотрению может приводить соответствующие показатели на более длительную перспективу и более подробно, чем установлено в указании N 1176-У.

В соответствующих разделах бизнес - планов кредитных организаций должны быть отражены новые сведения: SWOT - анализ в обязательном порядке (п. 3.3 указания), результаты маркетинговых исследований, кадровая политика, внутренние документы, касающиеся корпоративной структуры и перспективы ее развития, система стимулирования труда (п. 3.3.11 указания).

Заметим, что в бизнес - план необходимо включать информацию о финансовом положении и хозяйственной деятельности учредителей (участников) - юридических лиц кредитной организации. При этом должна быть обеспечена прозрачность структуры учредителей (участников) и их групп, позволяющая однозначно идентифицировать лиц (в т.ч. не являющихся учредителями (участниками) кредитной организации, но имеющих возможность прямо или опосредованно оказывать существенное влияние на принятие решений органами управления кредитной организации), что установлено в п. 3.3.10 указания N 1176-У.

Таким образом, часто используемые ранее схемы с одними и теми же лицами, по цепочке становившимися учредителями общества, которое в дальнейшем становится учредителем кредитной организации, необходимо будет раскрывать для Банка России.

При создании кредитной организации уплачиваются: государственная пошлина за регистрацию кредитной организации, а также лицензионный сбор за рассмотрение вопроса о выдаче лицензии.

С 1 июля 2002 г. государственная пошлина за государственную регистрацию юридических лиц, в т.ч. за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, взимается в размере 2000 рублей (Федеральным законом «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» от 21 марта 2002 N 31-ФЗ внесены изменения в Закон «О государственной пошлине»).

За рассмотрение вопроса о выдаче лицензии взимается лицензионный сбор в размере, определяемом Банком России, но не более 1% от объявленного уставного капитала кредитной организации, что установлено ст. 12 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. N 395-1 (в ред. от 21 марта 2002 г.). В случае отказа в выдаче лицензии лицензионный сбор не возвращается.

В результате установления нового порядка государственной регистрации и новых требований к документам кредитные организации получили, несомненно, более четкие инструкции к действию, а насколько новый порядок упростил или, наоборот, усложнил жизнь кредитным организациям, покажет практика.

Страницы: 1 2 3