Формы контроля в системе управления государственной собственностью
Материалы / Формы и виды контроля в системе государственного управления / Формы контроля в системе управления государственной собственностью
Страница 1

Практика показывает, что в системе государственного и муниципального управления механизм контроля представляет собой форму реализации механизма обратной связи. Известно, что эффективно управлять на любом уровне - значит действовать целеустремленно, стремясь к достижению поставленной цели, а поэтому составной частью механизма управления является механизм контроля.

В результате четко организованного контроля осуществляется обратная связь между объектом управления в лице предприятий, организаций и фирм и субъектом управления, представляющим государственный и муниципальный аппарат. Механизм контроля действует на всех этапах, во всех подсистемах государственного и муниципального управления.

От эффективности действия механизмов контроля во многом зависит эффективность функционирования системы управления. Все это указывает на то, что контролю отводится ключевое место в системе государственного и муниципального управления.

Применительно к управлению государственной собственностью функции контроля имеют две основные цели:

обеспечение объективной обратной связи в системе управления государственными финансовыми и материальными ресурсами общества;

реализация прав граждан и организаций на получение достоверной информации об использовании государственных средств и материальных ресурсов общества.

В процессе контроля управления государственной собственностью для достижения указанных целей должны решаться следующие задачи:

проверка соблюдения принципов законности, эффективности и экономии в использовании финансовых и материальных ресурсов;

выявление отклонений в использовании финансовых и материальных ресурсов;

определение мер по устранению отклонений и превентивному предотвращению причин их возникновения в дальнейшем.

Организационная структура контроля управления государственной собственностью может включать несколько контуров. Например:

по линии законодательной власти - парламентский (замыкается на Федеральное Собрание Российской Федерации);

по линии исполнительной власти - правительственный (замыкается на Президента Российской Федерации);

по линии хозяйствующих субъектов - внутрифирменный (замыкается на органы управления этих субъектов и независимые аудиторские организации).

В рамках первого и второго уровней контроль осуществляется органами государственного контроля и в целом может быть идентифицирован как государственный. На третьем уровне осуществляется фактически внутрифирменный контроль.

Государственный контроль, в свою очередь, можно разделить на внешний (парламентский), подразумевающий контроль законодательной властью исполнительной, и внутренний, подразумевающий контроль исполнительной властью подведомственных ей субъектов хозяйствования и объектов собственности.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации органом парламентского контроля является Счетная палата Российской Федерации, осуществляющая свою деятельность на основе Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» в качестве самостоятельного юридического лица, обладающего организационной и функциональной независимостью. В инициативном порядке при содействии Счетной палаты созданы Счетные палаты субъектов Федерации.

Страницы: 1 2 3