Формы контроля в системе управления государственной
собственностьюМатериалы / Формы и виды контроля в системе государственного управления / Формы контроля в системе управления государственной
собственностьюСтраница 2
Правительственные органы контроля также решают задачи контроля за имуществом, находящимся в федеральной государственной собственности и закрепленным за учреждениями и унитарными организациями.
К органам внурифирменного контроля можно отнести предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об акционерных обществах» органы управления хозяйственных обществ, товариществ, государственных и муниципальных унитарных предприятий и коммерческих организаций: Собрание акционеров, Совет директоров (наблюдательный совет), дирекция, планово-финансовые службы и т.
п.Однако, как показала практика, результативность контроля управления государственной собственностью продолжает оставаться крайне низкой вследствие следующих факторов:
общая низкая эффективность использования и распоряжения собственностью, обусловленная несовершенством системы управления государственной собственностью в целом;
нерешенность многих принципиальных проблем функционирования органов контроля управления государственной собственностью.
Особую значимость имеет второй фактор, обусловленный множеством проблем, основными из которых являются четыре.
Первая проблема связана в основном с наличием двух контуров государственного контроля управления государственной собственностью. Ее решение может быть обеспечено координацией и разграничением деятельности контрольных органов в этой сфере в соответствии с разграничением функций и полномочий органов законодательной и исполнительной власти.
Вторая проблема связана с компетенцией органов государственного контроля по проверке управления государственной собственностью. Большинство органов государственного контроля имеет относительно простой доступ к информации о предприятиях до тех пор, пока государство является их собственником. С изменением юридического статуса предприятия в результате акционирования и приватизации возможности государственных органов по получению информации и проведения проверки снижаются, поскольку законодательно-правовые документы, устанавливающие их компетенцию, не содержат прямых положений об их праве на проведение проверки приватизированных и акционированных предприятий.
Развитие контроля должно осуществляться на базе современного информационно-аналитического обеспечения контрольной деятельности управления государственной собственностью. При этом необходимо:
использовать современные телекоммуникационные средства обмена планово-контрольной информацией и информацией об использовании, распоряжении и сохранности государственной собственности, а также складывающихся в этой связи тенденциях в рамках единой базы данных высших уровней контроля;
определить возможность вхождения контрольных органов в ведомственные базы данных при проведении ревизий, проверок и экспертиз, а также подготовке к ним.
Таким образом, в системе федеральных органов исполнительной власти сложилась двухступенчатая система управления и контроля над деятельностью унитарных предприятий, включающая Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и отраслевое министерство или ведомство, осуществляющее регулирование деятельности в соответствующей отрасли.