Конституционно-правовое регулирование статуса языка в зарубежных странах как важнейшая правовая основа сохранения социальной стабильности в обществе
Материалы / Конституционно-правовое регулирование статуса языка в зарубежных странах как важнейшая правовая основа сохранения социальной стабильности в обществе
Страница 3

Вместе с тем в некоторых странах не принято использовать языки меньшинств для ведения официальных дел, преподавания общеобразовательных предметов в школах. Например, в Великобритании считается, что ученик получит больше пользы, если преподавание ведется на английском языке.

Дети национальных меньшинств могут изучать родные языки лишь во внешкольное время в классах, организованных и оплачиваемых общиной.

Примером радикального отношения к данной проблеме является Конституция Турции 1982 года, в которой согласно ст. 42 «… никакой язык, кроме турецкого, не должен преподаваться в качестве родного языка турецким гражданам в любых образовательных учебных заведениях».

Накоплен значительный опыт правового урегулирования в области языка в Российской Федерации. Так, распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2005 года № 1355-р утверждена Концепция федеральной целевой программы «Русский язык (2006–2010 годы)», в которой в пункте 1 обосновывается соответствие решаемой проблемы применения государственного языка и языков народов Российской Федерации и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации. В данном разделе констатируется, что в бывших республиках СССР из 140 млн. человек русским языком владеет 10 млн. Согласно экспертным оценкам, через 10 лет число им владеющих уменьшится более чем в 2 раза. Например, в Литве среди лиц среднего и старшего возраста русским владеют 80 %, в то время как среди тех, кто моложе 15 лет, – только 13 %. Это связано с тем, что к 2004 году русский язык остался государственным лишь в Республике Беларусь. Достаточно сильны его позиции в Республике Казахстан и Киргизской Республике, где русскому языку придан статус языка официального общения. Языком национального меньшинства русский является в Республике Армения, Грузии и Украине, в странах Балтии он является иностранным языком (в Латвии с 1999 года, в Литве и Эстонии – с 1995 года).

В самой Российской Федерации наблюдается снижение уровня владения русским языком как государственным, сужение сферы его функционирования как средства межнационального общения, искажение норм русского литературного языка в речи политических деятелей, государственных служащих и работников СМИ. Основаниями для разработки Программы являлись Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации», Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации», Программа социально-экономического развития Российской Федерации до 2010 года, Приоритетные направления развития образования в Российской Федерации, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, а также Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 года.

Представляет значительный историко-правовой интерес исследование белорусского конституционного опыта оформления статуса языков. Так, в Конституции Белорусской советской социалистической республики 1927 года в ст. 21 за всеми гражданами «признавалось право свободного пользования родным языком на съездах, в суде, управлении и общественной жизни, а в государственных и общественных учреждениях и организациях устанавливалось полное равноправие белорусского, еврейского, русского и польского языков», причем опубликование важнейших законодательных актов также производилось на 4 языках (ст. 23). После длительного перерыва двуязычия как основы государственной политики в области языка 14 мая 1995 года по инициативе Президента Республики Беларусь был проведен республиканский референдум, в котором приняли участие 64,8 % электората. За одобрение вопроса «Согласны ли вы с приданием русскому языку равного статуса с белорусским?» проголосовало 83,3 % принявших участие в голосовании.

В настоящее время в Республике Беларусь в соответствии с Конституцией государственными языками являются белорусский и русский языки. Наряду с декларацией нескольких государственных языков Республика Беларусь проявляет государственную заботу о свободном развитии и употреблении всех национальных языков, которыми пользуется население республики. Закон Республики Беларусь «О языках в Республике Беларусь» от 26 января 1990 года (с изменениями и дополнениями от 10 мая 2007 года) устанавливает в ст. 3 «… право граждан пользоваться их национальным языком, обращаться в госорганы, органы местного управления и самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения на белорусском, русском или другом приемлемом для сторон языке». В Законе подробно регламентируется язык съездов и других форумов, документов по выборам депутатов, в сфере обслуживания, судопроизводстве, международных договоров, образования, науки и культуры и в других сферах, в ст. 34 подчеркивается как принцип государственной политики содействие национально-культурному развитию этнических белорусов, проживающих за пределами Республики Беларусь.

Страницы: 1 2 3 4