Государственно-конфессиональные отношения в сфере передачи имущества религиозного назначения
Материалы / Административно-правовое регулирование деятельности религиозных организаций в России / Государственно-конфессиональные отношения в сфере передачи имущества религиозного назначения
Страница 1

На сегодняшний день тема государственно-конфессиональных отношений в сфере передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения стала объектом пристального внимания российского общества, в частности музейного сообщества и представителей религиозных организаций.

Главной причиной этого стал проект закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности". Необходимость преобразования существующего законодательства назрела давно. Инициатива по созданию данного законопроекта впервые прозвучала в 2007 году. Тогда эта инициатива вызвала множество разногласий, и процесс развития растянулся на несколько лет.

В начале января 2010 года состоялась встреча В. Путина и Патриарха Кирилла, на которой шла речь о взаимодействии государственных структур и РПЦ. Главной темой обсуждения была тема передачи имущества церкви, которое до Революции 1917 года принадлежало РПЦ. Можно отметить, что эта встреча стала толчком к продуктивному обсуждению затронутой на встрече темы. Результатом стало внесение 16 июня 2010 года законопроекта в Государственную Думу. 22 сентября 2010 в первом чтении был одобрен законопроект "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности". После этого в ходе доработки и внесения поправок он поступил 17 ноября во второе чтение в Государственную Думу. 30 ноября 2010 закон был принят.

Данный закон призван устранить ряд пробелов в законодательстве. В частности устанавливается порядок передачи имущества религиозного назначения по обращениям религиозных организаций в собственность либо безвозмездное пользование религиозных организаций из федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственности.

В процессе подготовки законопроекта "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" высказывалось множество точек зрения на то, каким образом должна осуществляться передача имущества религиозным организациям.

Представители РПЦ высказывали точку зрения, согласно которой государство должно передать все объекты, ранее принадлежавшие РПЦ в собственность. Государство должно мотивировать религиозные организации к тому, чтобы объекты передавались именно в собственность религиозных организаций, а не только во временное пользование.

У религиозных организаций фактически не будет стимула к получению имущества религиозного назначения в собственность, поскольку законопроект не решает вопрос государственного финансирования реставрационных работ на объектах культурного наследия религиозного назначения, находящихся в собственности религиозных организаций. Из государственного бюджета финансируются лишь работы, осуществляемые на тех памятниках истории и культуры, которые находятся в безвозмездном пользовании религиозных организаций.

Данная формулировка указывает на недостатки в законодательстве. Религиозная организация, имея в собственности религиозное имущество, далеко не всегда может обеспечить надлежащую сохранность, текущее обслуживание, комплекс реставрационных работ и т.д. В связи с этим государство в той или иной степени должно обеспечить финансирование этих объектов. В ином случае, возможна полная или частичная утрата объектов культурного наследия.

В среде высших представительных органов РФ также не было единого мнения в ходе формирования законопроекта. Например, часть членов ОП считают, что проект противоречит Конституции РФ, о чем и написали в своем заключении. Другие члены Общественной палаты категорически с этим не согласны и требуют отозвать заключение. Независимые эксперты, в свою очередь, убеждены, что нет никакого нарушения Конституции, а есть борьба интересов двух групп людей - представителей музейного сообщества и религиозных организаций.

В Государственной Думе шли широкие дебаты, но в целом большинство политиков положительно высказывались в отношении данного законопроекта.

Сейчас в России насчитывается 6584 объекта культурного наследия федерального значения религиозного назначения. Из них 6402 православных объекта, 79 - мусульманских, 68 - католических, 13 - евангелически-лютеранских, 21 - буддистский и 1 - иудаистский. Помимо этого существует 4417 памятников регионального значения: 4241 - православных, 86 - мусульманских, 76 -- католических и 14 – иудейских.

Страницы: 1 2 3 4 5