Государственно-конфессиональные отношения в сфере передачи имущества религиозного назначения
Материалы / Административно-правовое регулирование деятельности религиозных организаций в России / Государственно-конфессиональные отношения в сфере передачи имущества религиозного назначения
Страница 3

- отсутствуют критерии для принятия решения о передаче конкретного имущества в собственность или в безвозмездное пользование религиозной организации. Фактически этот выбор, как и выбор решения о передаче или отказе в передаче имущества осуществляется органом власти, уполномоченным распоряжаться данным имуществом;

- отсутствует норма, обеспечивающая передачу имущества религиозного назначения в соответствии с его конфессиональным происхождением.

Статья 2 законопроекта восполняет имевшуюся в законодательстве неполноту и неточность, давая развернутое определение имущества религиозного назначения.

Законопроект также предусматривает в п. 3 статьи 5 возможность передачи религиозной организации государственного или муниципального имущества, не имеющего религиозного назначения, но предназначенного для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующего с ним монастырский, храмовый или иной культовый комплекс. Это разрешает отмеченную выше недостаточную правовую урегулированность порядка передачи такого имущества. Кроме случаев передачи религиозным организациям имущества, которое изначально было создано (построено) для религиозных целей. Законопроект предусматривает также в п. 1 статьи 12 возможность безвозмездной передачи в собственность религиозных организаций имущества, которое первоначально не имело религиозного назначения, но было перепрофилировано для деятельности религиозных организаций и передано им на праве безвозмездного пользования. Такие случаи, когда постройка советского периода была приспособлена под культовое здание или для другой деятельности религиозной организации действительно имеют место и нуждаются в правовом регулировании.

Представленный вариант законопроекта оставляет не урегулированной проблему, связанную с тем, что в советский период истории на территории некоторых монастырских и других религиозных комплексов были возведены жилые, хозяйственные и иные постройки, исторически и функционально никак не связанные с религиозным комплексом, но физически образующие с ним единое целое (например, внутри стен монастыря). Такие "инородные тела" возникшие внутри религиозных комплексов также надо передавать религиозным организациям, чтобы не создавать непреодолимых препятствий возрождению обезображенных в советское время религиозных архитектурных ансамблей и комплексов.

На практике передача имущества религиозного назначения осуществлялась на протяжении всего постсоветского периода. Существующие пробелы в законодательстве, преодолевались принятием решения субъекта собственности, от которого отчуждалось имущество. На уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, вопросы передачи собственности религиозным организациям решались собственниками, руководствуясь внутренними мотивациями, которые законодательно не были подкреплены. Имел место прецедент законодательного закрепления механизма передачи собственности религиозным организациям на региональном уровне.

Например, при отсутствии четкой определенности, что считать имуществом религиозного назначения, а что не считать, в Москве эту проблему решили распоряжением мэра Москвы от 20 октября 1999 г., которым был утвержден Примерный перечень зданий, строений, сооружений и помещений, передаваемых в безвозмездное пользование религиозным организациям (объединениям) Москвы. Однако данный нормативно-правовой акт не распространяется на передачу имущества религиозного назначения в собственность религиозным организациям.

Существует множество примеров передачи во временное пользование имущества религиозного назначения. В пункте 2.1 и 2.2 курсовой работы, приведены ряд таких примеров.

Представители разных религиозных организаций высказывают идею о том, необходимость передачи имущества религиозным организациям назрела уже давно.

"Такой закон важен в моральном плане, так как очень многие общины, по крайней мере в развитых городах, все больше и больше ощущают собственную ответственность за развитие общинных институтов в своем городе, и передача из государственного кармана в карман общинный - это еще и передача большей ответственности за свое имущество, увеличение благосостояния своих общин".

На протяжении ряда лет, в практике передачи имущества религиозным организациям, имели место конфликтные ситуации.

20 сентября 2010 года Департаментом культуры Ярославской области был подписан приказ об освобождении от занимаемой должности директора Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Заслуженного работника культуры Российской Федерации, члена Президиума Союза музеев России Елены Андреевны Анкудиновой. Официальной причиной увольнения названо истечение срока трудового договора.

Страницы: 1 2 3 4 5