Понятие и правовая природа брака
Материалы / Правовые основы заключения брака / Понятие и правовая природа брака
Страница 1

Существует несколько правовых теорий, объединяющих правовую природу брака. В наиболее общем виде их можно свести к пониманию брака как договора, как таинства и как института особого рода. Теория брака берет свое начало в Древнем Риме.

В римском праве классического периода все основные формы вступления в брак носили на себе признак простой гражданской сделки. Данный подход был связан, прежде всего, с тем, что правовому регулированию в Риме подвергалась только определенная сфера брачных отношений, их цивилистическая сторона, их нравственное и сакральная (приобщение к семейному культу) области совершенно справедливо оставались за рамками права.

В дальнейшем канонические нормы придают институту брака характер мистического таинства, подчеркивая его духовную сторону. Классическим каноническим понятием брака становиться представление о нем, как о «самом полном (физическом, нравственном, экономическом, юридическом, религиозном) общении между мужем и женой». Таким образом, в орбиту права попадают не только правовые, но и этические, религиозные и в определенной степени физические элементы брака.

В тот период когда семейные отношения регламентировались религиозными правилами, этот подход был в полнее оправдан, но с заменой канонических норм светскими установления он изживает себя. Советское право в отличии от религии, не регулирует и не может регулировать отношения, принадлежащие духовной, эстетической сфере.

В браке можно условно выделить разные группы отношений: духовную, физическую и материальную. Духовные и физические элементы брака, безусловно, не могут регулироваться правом, и с этим соглашаются практически все современные и дореволюционные ученые, однако такое разделение отношений, составляющих брачный союз получило признание не сразу.

Историческое развитие представлений о браке происходило таким образом, что на место религиозных представлений о браке, а иногда и в месте с ним встали этические представления. Понятие брака в этой концепции выводится не из освящения его церковью, но из соответствия брачного союза нравственной природе человека. Брак рассматривается при этом уже не как таинство, но и не как договор, как институт особого рода. Право должно было стоять на страже этого установления, при этом брак снова попадал в сферу действия права целиком, во всем многообразии составляющих его отношений.

Такое отношение брака мы встречаем у И. Канта в «Метафизике нравов». Кант считал, что только такое соединение, где оба лица обладают друг другом, сохраняет их нравственную свободу и достоинство. Кант придерживался точки зрения о том, что концепция договора неприменима к браку. Договор, по его мнению, не может порождать брак, поскольку договор всегда имеет виду нечто временное, какую-либо цель, с достижением которой он себя исчерпывает, а брак охватывает всю человеческую жизнь и прекращается не достижением определенной цели, а только смертью людей, состоящих в брачном общении.

Недостатком этой теории является перенесение этических представлений о браке в область права. Право, безусловно, должно строиться в соответствии с этическими представлениями своей эпохи. Но право не может полностью включать в себя этические нормы. Кроме того, брачные отношения настолько тесно связаны с глубинными основами человеческого существования, что малейшая попытка права вторгнуться в интимные или духовные взаимоотношения супругов может привести к посягательству на человеческую личность и ее важнейшие права.

В современном плюралистическом обществе невозможно навязывание всем его членам единых представлений о браке. Поэтому право, обосновываясь на нравственных нормах, должно охватывать лишь ту сферу брачных отношений, которая, во-первых, поддается правому регулированию, во-вторых, нуждается в нем. Постепенно осознание необходимости такого разделения все же прибивает себе дорогу. Одновременно с этим возрождается интерес к концепции брака как договора. « Согласно с воззрениями, сложившимися во Франции, - пишет по этому поводу К.Д. Кавелин, - брак по духовной своей стороне есть таинство и как таинство подлежит ведению церкви, но как светское учреждение, вытекающее из контакта и на нем основанное, брак есть гражданский институт».

Данное определение соответствует и современной ситуации. В той части, в которой брачные отношения регулируются правом, - это гражданско-правовые отношения. В своей другой части, которая лежит в религиозно-этической или просто этической сфере, брак может рассматриваться как таинство, как мистический союз, как союз, предполагающий наиболее полное общение, или как средство достижения определенных выгод – все это лежит за гранями права.

Страницы: 1 2 3