Международный опыт организации торгов
Страница 1

В международной практике регулируются условия участия в конкурсных отборах, организованных государственными учреждениями. Определяется роль и место государства в общей системе конкурсных отношений.

Регламентируется порядок организации и проведения конкурсов, разрабатываются меры ответственности сторон за нарушение установленных процедур. Во многих странах большое внимание уделяется борьбе с недобросовестными участниками (выявление возможностей сговора, монополизации рынка отдельными фирмами и т.д.). Для всех экономически развитых стран незыблемым является принцип свободной экономической деятельности всех участников рынка. Важными предпосылками этого являются гарантия частной собственности и правовая защищенность.

Общепринятые в мировой практике принципы осуществления закупок и размещения заказов сформулированы в законодательствах отдельных стран, и зафиксированы в ряде международных документов, таких как Директивы ЕС, Многостороннее соглашение о государственных закупках в рамках ВТО, документы Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и других.

Различия в законодательстве отдельных стран определяются приоритетами экономической политики государства. Существенное влияние оказывает степень централизации экономики в стране.

Все развитые страны стремятся к сокращению расходной части бюджета. Государства отказываются от непосредственного управления финансовыми потоками и передают часть своих функций на выгодных условиях организациям частного сектора. Интеграция мировой экономики раскрывает национальные рынки закупок государственных структур для поставщиков из других стран, что ведет к становлению международного законодательства в области конкурсной системы.

Современное международное законодательство о государственных закупках базируется на Типовом законе Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговле (ЮНСИТРАЛ), а также на руководстве по принятию типового закона ЮНСИТРАЛ.

ЮНСИТРАЛ, в состав которой входят государства из самых различных регионов и с самыми различными уровнями экономического развития, осуществляла свой мандат путем разработки международных конвенций. Разработаны международные конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров, об исковой давности в международной купле-продаже товаров, о морской перевозке грузов ("Гамбургские правила"), об ответственности операторов транспортных терминалов в международной торговле и о международных переводных векселях и международных простых векселях, Типовой закон ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ) и услуг, типовые законы ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже и о международных кредитовых переводах, Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ, Согласительный регламент ЮНСИТРАЛ и правовые руководства (по составлению международных контрактов на строительство, встречным торговым сделкам и электронному переводу средств).

Типовой закон ЮНСИТРАЛ "О закупках товаров (работ) и услуг" содержит 57 статей, сгруппированных в шесть глав: общие положения; методы закупок и условия их использования; процедуры торгов; основной метод закупок; процедуры, применяемые при закупках альтернативными методами; обжалование.

Типовой закон предназначен для тех стран (правительств), которые считают желательным регламентировать закупки товаров (работ) и услуг в целях:

- обеспечения максимальной экономичности и эффективности закупок;

- расширения и стимулирования участия в закупках поставщиков (подрядчиков), независимо от государственной принадлежности, содействуя тем самым международной торговле;

- развития конкуренции между поставщиками (подрядчиками) в отношении закупаемых товаров (работ) или услуг;

- обеспечения справедливого и беспристрастного отношения ко всем поставщикам (подрядчикам);

- содействия объективности и беспристрастности процесса закупок и общественному доверию к нему;

- обеспечения открытости процедур закупок.

Законодательство Германии предписывает, что государство, выступая в роли хозяйствующего субъекта, обязано соблюдать те же юридические и экономические принципы, которые являются обязательными и для представителей частного сектора экономики, т.е. обязано действовать в рыночных условиях, в конкурентной среде. Государство изначально не имеет никаких особых полномочий и привилегий, и конкурирует с представителями частного сектора, вместе с ними отслеживает изменения на рынке, а также информирует рынок о своих потребностях, объявляя конкурсы на закупку товаров (услуг). Основой урегулирования споров при этом служит гражданское право. Федеральные, региональные и местные органы власти, а также подчиненные им учреждения и организации руководствуются в своей деятельности бюджетным правом. Основными принципами бюджетного управления являются принципы экономного расходования средств и сбалансированности бюджета. Соблюдение этих правил ежегодно проверяется счетными палатами федерации и регионов.

Страницы: 1 2 3