История размещения заказов для государственных нужд в России
Страница 1

В девяностых годах прошлого века хозяйствующие субъекты столкнулись с рядом новых для себя проблем, а именно: поиск заказов и хозяйственных партнеров, оценка рынка необходимых для производственной деятельности ресурсов, определение цен закупки и поставки продукции, формирование рациональных финансовых схем, юридическая проработка всех аспектов хозяйственной деятельности и т.

д. Многие из них остаются актуальными и на настоящий момент. Выяснилось, что в ряде секторов народного хозяйства рыночный механизм не может функционировать без принятия специальных мер. Прежде всего, это касается сферы государственных закупок, где владельцем денежных средств является государство, а субъектом закупок выступает чиновник, не имеющий прямой материальной заинтересованности в эффективности принимаемых им решений. У чиновника, который в значительной мере распоряжается финансовыми потоками, могут возникнуть альтернативные решения задач, приводящие к его личному обогащению. Мировое сообщество выработало систему мер противодействия этому явлению и по повышению эффективности закупок, прежде всего государственных. Эту систему мер принято называть прокьюрементом. Целью проводимых закупок, как известно, является достижение заданного результата с наименьшими затратами. В мировой практике существует универсальный способ достижения этой цели - проведение конкурсов. Основной принцип конкурсов заключается в подаче несколькими претендентами конкурирующих друг с другом предложений, из которых заказчик может выбрать наиболее для себя выгодное. Проведение конкурсов способствует усилению конкуренции путем привлечения максимального количества участников и соответствующему расширению возможностей выбора исполнителя заказа. Важно создать условия, при которых все участники имеют возможность равноправно и эффективно участвовать в конкурентной борьбе предложений по выполнению заказа. Система практических мер и процедур, то есть прокьюремент, направлен на решение поставленных задач.

В основу прокьюремента закладываются следующие принципы: открытость (гласность процедур закупок); равноправие всех сторон, участвующих в процедурах закупок (справедливость); экономичность проведения процедур закупок (минимально возможные затраты на их организацию и проведение); эффективность, то есть достижение максимально выгодного для заказчика результата.

В настоящее время практически во всех странах государственные организации различных уровней управления являются крупнейшими закупщиками продукции. Большие объемы государственных закупок делают задачу обеспечения их эффективности первостепенной. Мировая практика показывает, что основным способом решения данной задачи является организация государственных закупок на основе свободной конкуренции. Подобная система государственных закупок представляет собой важнейший элемент рыночной экономики. Таким образом, государственные структуры должны создавать и развивать правовое поле, обеспечивающее открытость и эффективность производимых закупок, с надлежащим качеством продукции, а также контроль за действиями юридических и физических лиц, участвующих в процедурах закупок на всех этапах. Важной особенностью государственных закупок является тот факт, что субъектом закупок является не владелец денежных средств, а именно – государство.

Существуют следующие основные формы проведения закупок товаров, работ, услуг: конкурсы, аукционы, запросы котировок, закупки из единственного источника. Одним из способов осуществления государственных закупок являются торги в форме открытого конкурса. Принципиальная технологическая схема организации проведения открытых конкурсов приведена на рисунке (Приложение 1). Основной целью проводимых закупок, как было сказано, является обеспечение требуемого результата, то есть приобретение требуемого количества продукции, товаров, услуг надлежащего качества с наименьшими затратами.

Универсальным инструментом, применяемым в мировой практике для достижения поставленной цели, как известно, являются торги, проведение которых предполагает включение механизма конкуренции и стимулирует ее усиление путем привлечения максимального числа возможных исполнителей заказа. Важнейшая роль отводится разработке и вводу в действие детально и четко написанных законов и правовых актов, которые не должны оставлять места для произвольных решений и отвечать общепринятым в мировой практике принципам осуществления закупок.

Страницы: 1 2 3 4