История размещения заказов для государственных нужд в РоссииМатериалы / Особенности государственных закупок продовольственных товаров для нужд подразделений и частей МЧС России / История размещения заказов для государственных нужд в РоссииСтраница 2
Следует отметить, что термин "торги" в отечественном законодательстве используется часто. В статье 447 Гражданского Кодекса РФ говорится, что "…торги проводятся в форме конкурса или аукциона.
Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило наилучшие условия".Отечественная и мировая практика убедительно показывает, что конкурсная или аукционная система в максимальной степени отвечает интересам покупателя, в данном случае - государства, в лице его органов управления на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации или муниципальном. По своей сути конкурс - это такая процедура заключения контракта, при которой заказчиком заранее определяются условия проведения всех ее этапов (причем, что очень важно, заранее объявленные условия не могут меняться в ходе проведения конкурса), назначаются показатели (критерии) выбора будущего исполнителя контракта, указываются требования к конкурсным предложениям претендентов, рассматриваются поступившие предложения и выбираются из них то, которое наилучшим образом отвечает заранее объявленным критериям отбора.
Сведения о накопленном опыте помогут современным специалистам, работающим в сфере, связанной с развитием системы закупок товаров, работ и услуг, необходимых для государственных нужд, избежать ошибки и использовать рациональные решения, которые успешно апробированы в прошлом. Приведенная информация о международных стандартах и особенностях торгов в развитых странах окажут помощь специалистам в принятии решений о своем участии в международных торгах.
В Российской Федерации с переходом экономики на рыночные механизмы стала создаваться и совершенствоваться система конкурсного распределения государственных заказов.
Однако история торгов в России начинается не с настоящего времени. Ведь индустриальная база в СССР возникла не на пустом месте. Россия к 1913 году занимала пятое место в мире по уровню своего развития и первое место в мире по протяженности железных дорог. Данные факты говорят о том, что наше государство развивалось эволюционным путем, развивалось комплексно, включая и совершенствование законодательной правовой базы, регулирующей экономические взаимоотношения в обществе. Естественно, развивалась и система закупок товаров, работ, услуг, необходимых для удовлетворения государственных нужд.
К настоящему времени в России в системе распределения государственных заказов отработаны процедуры подготовки и проведения всех этапов торгов. К ним следует отнести:
- объявление торгов, максимально доступное для всех потенциальных участников;
- определение требований к возможным участникам торгов;
- назначение органа, ответственного за проведение торгов (в случае распределения функций их может быть несколько);
- подготовка проекта контракта на выполнения государственного заказа, причем контракт должен содержать гарантии для государственного заказчика;
- гласное объявление условий проведения торгов, включая критерии, порядок оценки, по которым будет выявлен победитель при конкурсе, обеспечение участия в аукционе;
- выбор победителя торгов и открытое объявление победителя торгов.
При этом недопущение возможной коррупции или злоупотреблений при выборе поставщика продукции.
Перечисленные процедуры хотя не в полной мере характеризуют систему распределения заказов, однако отражают ее существенные, определяющие признаки или особенности.
Историческое развитие торгов в России рассматривается именно с позиций этих особенностей.
В разное время государство неодинаково расставляло акцент на соблюдении перечисленных признаков. Иногда лицам, представляющим интересы государства и претендентам на выполнение заказа предоставлялась относительно большая свобода действий. Однако в случае обнаружения каких-либо злоупотреблений они несли строгое наказание. В других случаях превалировал жесткий административный контроль за буквально всеми действиями заказчиков и претендентов. Третий, современный, подход основан на полном исключении роли субъективных факторов в процессе выбора исполнителя государственного заказа, что достигается за счет детально прописанных процедур подготовки и проведения конкурса. Удачное определение дано руководителем Центра конкурсных торгов при МЭИ Г.М. Веденеевым: первый подход назван соответственно "либерально-репрессивным", второй - "бюрократическим", а третий - "процедурным".