Социально-правовая характеристика незаконной предпринимательской деятельности
Материалы / Определение правовой сущности незаконного предпринимательства / Социально-правовая характеристика незаконной предпринимательской деятельности
Страница 1

В числе основных законодательных актов, направленных на совершенствование уголовно-правовых норм, предусматривающих уголовную ответственность за преступления в сфере экономики, можно назвать Федеральный закон от 7 апреля 2010 г.

№60-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно данному Закону в соответствии с примечанием к ст. 169 "Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности" УК РФ увеличены размеры крупного и особо крупного ущербов от экономических преступлений (за некоторым исключением). Теперь они составляют 1,5 млн. руб. и 6 млн. руб. соответственно (вместо 250 тыс. руб. и 1 млн. руб.).

В ст. 171 "Незаконное предпринимательство" отменена уголовная ответственность за нарушение лицензионных требований.

Из УК РФ исключена ст. 173 "Лжепредпринимательство". Это связано с неопределенностью ее формулировки и тем, что предусмотренные в ней деяния охватываются другими составами преступлений. Наказывать за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1 УК РФ), теперь будут только в случаях, если незаконные финансовые операции или сделки были совершены в крупном размере - на сумму свыше 6 миллионов рублей. Одновременно смягчена уголовная ответственность за указанный состав преступления.

Декриминализирован основной состав контрабанды (ст. 188 УК).

В ст. 194 "Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица" УК РФ изменен крупный и особо крупный размер уклонения от уплаты таможенных платежей.

Вместе с тем Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. №420-ФЗ эти суммы вновь изменены в сторону их увеличения.

Этим же Законом в УК внесена ст. 76.1 - "Освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности", которой предусмотрена возможность освобождения от уголовной ответственности за ряд преступлений экономической направленности - при условии совершения преступления впервые и возмещения причиненного ущерба или полученного дохода в пятикратном размере (кроме ст.ст. 199-199.1 УК, где достаточно просто погасить неуплаченный налог).

Изменились пределы категоризации преступлений (ст. 15 УК).

Указанные новации явились логическим продолжением начавшегося в 2009 году курса руководства страны на некоторую гуманизацию уголовной политики в сфере экономики, одним из результатов которого было принятие Федерального закона от 29 декабря 2009 г. №383-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Изменения, содержащиеся в данном Законе, были направлены на частичную декриминализацию налоговой сферы. В соответствии с новой редакцией ст. 198 "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица" и ст. 199 "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации" УК РФ увеличена сумма налогов и (или) сборов, признаваемая крупной или особо крупной.

В уголовный закон был также внесены ряд изменений в санкции, предусмотренные за совершение преступлений в сфере экономики, в частности, в нормах об ответственности за преступления небольшой и средней тяжести, в том числе экономической направленности, исключен нижний порог вида или размера наказания, предусмотренного Особенной частью Уголовного кодекса Российской Федерации.

При всей позитивности принятых решений есть опасность формирования в обществе так называемой "псевдолиберальной" модели уголовной политики, которая характеризуется такими признаками, как декриминализация рыночных отношений, запрет правоохранительным органам вмешиваться в деятельность экономических субъектов, формирование системы криминогенных экономических отношений, коммерциализация власти, депрофессионализация и коррумпирование представителей аппарата уголовной юстиции, прорыв во власть лиц с криминальным прошлым, либерализация наказания экономическим преступникам (в санкциях норм и при их применении).

Реалии последних лет свидетельствуют о том, что в обществе постепенно формируется либерально-олигархическая модель, которая отличается от псевдолиберальной лишь тем, что уголовно-правовая политика становится объектом управления со стороны так называемых олигархов и их представителей в органах власти.

Страницы: 1 2 3