Товарный знак и фирменное наименование
Страница 1

Фирменное наименование и товарный знак являются самостоятельными средствами индивидуализации участников гражданского оборота, однако зачастую никаких существенных различий между ними не проводят, что ведет к их неправильному использованию и нарушению собственных или чужих интересов.

Чтобы умело пользоваться этими правами, необходимо ясно понимать правовую природу каждого из них.

Каждая коммерческая организация, т.е. та, которая преследует целью своей деятельности извлечение прибыли, старается выделить свою продукцию из массы аналогичных товаров, придавая ей необычную форму, упаковку, особые свойства, проводя рекламные кампании и т.д. Одновременно юридическое лицо позиционирует себя на определенном участке рынка, приобретая деловую репутацию, заключая долгосрочные договоры, иными способами индивидуализируя себя как участника гражданского оборота. Фирменное наименование и товарный знак являются наряду с другими средствами достижения этих целей. Однако неправильное определение их правовой природы, незнание различий между ними может привести к неправильным способам их использования и защиты и, следовательно, ущемлению собственных прав. Например, незарегистрированный товарный знак не подлежит защите со стороны государства, а фирменное наименование, аналогичное или схожее до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком, лишает возможности реализовывать товары или услуги от соответствующей организации, в отношении которых распространяется действие правовой охраны товарного знака. Поэтому умение разграничить товарный знак и фирменное наименование помогает участникам рынка реализовать и впоследствии защитить те исключительные права, которые предоставил им законодатель в отношении объектов промышленной собственности.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Фирменное наименование юридического лица на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица.

Товарный знак – это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, фирменное наименование имеет своей целью индивидуализацию самой организации, а товарный знак – производимой ею продукции.

Различия между фирменным наименованием и товарным знаком можно провести по критериям, приведенным для наглядности в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Сравнительная характеристика товарного знака и фирменного наименования

Критерий

Товарный знак

Фирменное наименование

Субъекты прав

Коммерческие юридические лица и индивидуальные предприниматели

Только коммерческие юридические лица

Форма обозначения

Словесное, изобразительное, объемное, звуковое обозначение или их комбинация

Слово или сочетание слов

Срок действия

10 лет, может быть продлен на такой же срок (в отношении общеизвестного товарного знака – неограничен)

Не ограничен (на протяжении всего времени существования организации)

Территория действия

Вся территория РФ и стран, ратифицировавших Парижскую конвенцию

Определяется местом нахождения юридического лица и сферой его деятельности

Регистрация и охрана

Государственная регистрация товарного знака осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности; подлежит правовой охране с момента регистрации

Специальная регистрация не требуется, подлежит охране с момента регистрации организации

Предоставляемые права

Пользование (использование на товарах, их упаковке, в рекламе, на официальных бланках, вывесках и проч.), распоряжение (без ограничений)

Пользование (участие в гражданском обороте под фирменным наименованием), распоряжение (может быть предоставлено право пользования, но только при сохранении прав первоначального обладателя)

Накладываемые обязанности

Использования (при неиспользовании в течение трех лет подряд право может быть досрочно прекращено)

Обязанность указания в официальных документах, в отношениях с потребителями производимых или продаваемых товаров и услуг

Способы передачи

Договор коммерческой концессии (франчайзинга), договор продажи предприятия, лицензионный договор

Договор коммерческой концессии (франчайзинга), договор продажи предприятия

Способы защиты

Административный, судебный

Административный, судебный

Страницы: 1 2