Правовой режим товарных знаков по современному гражданскому законодательству Российской Федерации
Материалы / Правовой режим товарных знаков по современному гражданскому законодательству Российской Федерации

Переход к рыночным отношениям привел к появлению в России большого числа конкурирующих производителей товаров и услуг, что привело к борьбе за покупателя и сделало особо актуальной проблему индивидуализации товара.

В том, чтобы продукция той или иной фирмы была узнаваемой и обладала характерными свойствами и отличительными чертами заинтересованы как сами производители, так и потребители. Товарный знак позволяет обратить внимание потенциальных покупателей на существование товара, привлечь к нему внимание а, после того как покупатели познакомились с товаром, отличить его от аналогичных товаров, имеющихся на рынке. Ценность товарного знака проистекает из ассоциации между товарным знаком и товаром. После того как товарный знак завоевал хорошую репутацию, для товара становится значительно легче проникать на новые рынки.

Создание равных условий хозяйствования для различных производителей, внедрение в их деятельность конкурентных начал и повышение ответственности, необходимость насыщения рынка товарами и услугами для удовлетворения потребностей населения обусловливают объективную потребность в правовом механизме, обеспечивающем должную индивидуализацию производимых товаров и услуг.

Отдельные аспекты правового режима товарных знаков неоднократно рассматривались в трудах ученых-цивилистов:

- Г.Ф. Шершеневич – имущественная природа исключительных прав и определение товарного знака;

- В.А. Дозорцев – понятие и содержание исключительных прав;

- В.Ф. Яковлев и А.Л. Маковский – общие положения о правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации;

- А.П. Сергеев – правовая охрана товарных знаков, прекращение правовой охраны товарного знака;

- Э.П. Гаврилов – охрана товарных знаков;

- С.П. Гришаев – охрана товарных знаков, способы использования товарного знака;

- О.А. Городов – права на средства индивидуализации, в том числе и на товарный знак;

Из последних работ можно выделить диссертационное исследование А.К. Шульги «Правовой режим товарных знаков по современному гражданскому законодательству РФ».

Свидетельством не ослабевающего интереса к товарным знакам является и принятие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), в результате которого товарные знаки получили новую правовую регламентацию.

Объектом данного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере правового режима товарных знаков.

Предметом исследования выступают нормы гражданского законодательства, регулирующие правовой режим товарных знаков.

Цель исследования состоит в изучении и анализе правового режима товарных знаков по современному гражданскому законодательству РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить и проанализировать гражданское законодательство и научную литературу по исследуемой теме;

- определить сущность и сформулировать понятие товарного знака;

- провести анализ различных видов товарных знаков, выявить их особенности и различие;

- провести сравнительный анализ товарных знаков с другими средствами индивидуализации (фирменным наименованием, коммерческим обозначением, наименованием места происхождения товара) выявить отличия и сходство;

- изучить и проанализировать содержание исключительного права на товарный знак (порядок государственной регистрации, использование исключительного права на товарный знак, распоряжение товарным знаком, защита исключительного права от незаконного использования).

Теоретическую основу работы составили научные труды Э.П. Гаврилова, О.А. Городова, В.А. Дозорцева, А.П. Сергеева, Г.Ф. Шершеневича, В.Ф. Яковлева, А Л Маковского, О М Козырь, С.П. Гришаева, О.Ю. Шилохвоста, А.К. Шульги и др.

Нормативной базой исследования служило действующее гражданское законодательство Российской Федерации.

Методы исследования:

- общенаучный диалектический метод познания объективной действительности;

- частнонаучные методы: исторический, сравнительно-правовой, статистический, формально-логический;

- наблюдение, анализ, синтез, аналогия и обобщение.

Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

В первой главе выпускной квалификационной работы проанализированы понятие, признаки и функции товарных знаков, охарактеризованы виды товарных знаков и их особенности, а также прослежена история возникновения и правового регулирования товарных знаков.

Во второй главе проведен сравнительный анализ товарных знаков с другими средствами индивидуализации.

В третьей главе выпускной квалификационной работы раскрыто содержание исключительного права на товарный знак.

В заключении сформулированы основные выводы по проделанной работе.