Предупреждение вовлечения несовершеннолетнего в совершении преступления
Материалы / Вовлечение несовершеннолетних в совершении преступления / Предупреждение вовлечения несовершеннолетнего в совершении преступления
Страница 2

Необходимо обеспечить защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей наркоманию, токсикоманию, аморальное поведение, насилие, жестокость.

Большая часть криминологов считают, что проблема организации досуга является одной из важнейших элементов в борьбе с преступностью среди несовершеннолетних, в том числе, связанных с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность. Меры, применяемые к несовершеннолетним, должны строиться с учетом возрастных особенностей несовершеннолетнего. Физическая перестройка организма в переходный период, эмоциональная неустойчивость, неуравновешенность процессов возбуждения и торможения и целый ряд других факторов, непосредственно влияющих на социальное поведение подростка, не позволяют в оценке этого поведении использовать равные со взрослыми стандарты. Однако для того чтобы направлять свое поведение в социально одобряемое русло, необходимо не только иметь соответствующий уровень зрелости сознания и воли, но и, что важнее, быть осведомленным о содержании хотя бы минимума социальных норм.

В то же время, актуальной остается задача развития сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в социальной реабилитации (приюты, воспитательные дома, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, детские дома-интернаты, для детей с физическими и умственными недостатками, центры психологической помощи и т.д.).

Особое место в предупреждении участия несовершеннолетнего в преступной деятельности должно отдаваться педагогам-учителям. Педагогическому коллективу школ, планируя воспитательную работу с подростками, относящимися к группе риска, необходимо учитывать психологические особенности юношей и девушек; различия в значимости образования для них; особенности овладении учебным материалом и т.д. Большинство учителей не делают различия при организации работы с мальчиками и девочками, что связано не с их нежеланием, а с недостатками в подготовке кадров педагогов в высших учебных заведениях. В связи с этим неоднократно высказывалось мнение о необходимости: во-первых, развивать такие отрасли педагогической науки, как половая и криминальная педагогика; во-вторых, ввести в учебный план во всех высших учебных заведениях по подготовке педагогов, институтов повышения квалификации и переподготовки работников образования курс «Психология и педагогика подростков с девиантным поведением», в рамках которого освещать особенности педагогической работы с «трудными» подростками в зависимости от их половой принадлежности, а также курс, предполагающий изучение психологических и педагогических аспектов работы с подростками разного пола.

Особую роль в предупреждении преступности несовершеннолетиях должно сыграть их нравственное и половое воспитание. Отсутствие в школе системы полового воспитания, комплексного подхода к ее решению, неподготовленность значительной части родителей и педагогов к решению проблем полового воспитания значительно усугубляют трудности удержания подростка в сфере целесообразного педагогического влияния. Учитывая определенное место семьи в формировании личности несовершеннолетних, в задачу школьного полового воспитания должна быть обязательно включена психологическая и практическая подготовка подростков к семейной жизни, созданию семьи: мотивы вступления в брак, выбору супруга, ознакомление с функциями семьи, особенностями межличностных отношений к семье, основными сведениями о сексуальных взаимоотношениях между - супругами, формирование педагогических знаний, умений и навыков воспитания детей, правовое регулирование семейных отношений, формирование умений ведения домашнего хозяйства.

В целях совершенствования программного обеспечения предупреждения преступлений против несовершеннолетних необходимо, предусмотреть программу борьбы с преступностью, раздел, направленный на противодействие вовлечению несовершеннолетних в совершении преступления. Такие программы должны учитывать статистику выявленных исследователями изменений в способах вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.

Эксперты считают, что необходимо: проводить последовательную специализацию отдельных сотрудников, сочетаемую с профильным обучением, переподготовкой и повышением квалификации; усилить в учебных заведениях криминологическую подготовку специалистов для правоохранительных органов; создать необходимые организационные и финансовые условия для привлечения к решению разнообразных и сложных задач предупреждения преступлений против несовершеннолетних различных экспертов из числа специалистов в области социальной работы, психологии, педагогики и других отраслей знаний.

Страницы: 1 2 3