История становления государственной службы в РФ
Материалы / Государственная служба в РФ / История становления государственной службы в РФ
Страница 2

Взошедший на престол Александр I (1801—1826 гг.) прежде всего, восстановил роль Сената, который по его указу «О правах и обязанностях Сената» (1802 г.) стал хранителем законов и верховным органом империи, чьи указы должны исполняться как императорские.

В тот же день был обнародован манифест «Об учреждении министерств», по которому коллегии были заменены министерствами, а министры позже вошли в Государственный совет (1810 г.) и Комитет министров (1812 г.). Следует отметить, что в этот период (указ Николая I, июнь 1843 г.) с целью повышения эффективности деятельности чиновников была введена практика испытательного срока, а в ряде ведомств - специальных экзаменов перед утверждением в должности. Было введено принесение присяги при поступлении на гражданскую службу, а также учрежден институт кандидатов на выдвижение (кадровый резерв, говоря современным языком). Эти институты используются в организации и функционировании государственной службы нынешней России (кроме присяги гражданских служащих).

К концу XIX в. аппарат управления увеличился в семь раз (с учетом роста населения), составив 385 тыс. человек. Чиновничество было связано сложной системой регламентов и правил. Комплекс правовых и административных действий позволил превратить государственный аппарат в достаточно слаженный и успешно действовавший механизм государственного управления, приводивший в движение громадный и сложнейший организм Российской империи. Однако, в начале 1917 г. всеобщее недовольство властью привело к революционному взрыву в столице империи — Петрограде, что привело к победе солдатского восстания. С 27 февраля 1917 г. начинается февральская революция, которая привела 2 марта 1917 г. к отречению Николая II от престола и к октябрьскому перевороту 1917 г., с последующим установлением советской власти.

Советский период истории России с точки зрения государственной службы начался с ликвидации дореволюционной государственной службы декретом Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 11 ноября 1917 г. В стране была изменена система государственного управления.

Согласно Конституции РСФСР, принятой в 1918 г., основой системы государственного управления стали Советы рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов - представительные органы, действовавшие на всех уровнях политической власти. Высшим органом власти стал Всероссийский съезд Советов, между съездами - ВЦИК. Главным исполнительным органом стал Совет народных комиссаров. Созданные вместо министерств, 18 народных комиссариатов обеспечивали управление промышленностью, финансами, транспортом и другими отраслями.

Так как «руководящей и направляющей силой» общества являлась Коммунистическая партия, то постепенно произошел процесс сращивания партийных и государственных структур, и соответственно, партийной и государственной службы. Для осуществления властных полномочий партии необходим был аппарат, для организации которого был использован принцип номенклатуры. Под номенклатурой в советское время понимали перечень наиболее важных должностей в государственном аппарате и в общественных организациях, кандидатуры на которые предварительно рассматривались, рекомендовались, утверждались и отзывались партийными комитетами — от райкома (горкома) до ЦК партии. Подобную основу система государственного управления и работы партийных и советских кадров сохранила до 1991 г., хотя и претерпела ряд изменений (не носящих принципиального характера), поскольку за 75 лет - с 1917 прошла несколько этапов реформ, развития и «перестройки». В качестве основных признаков функционирования государственной службы в советский период можно отметить следующие:

Страницы: 1 2 3