Виды государственной службы
Материалы / Государственная служба в РФ / Виды государственной службы
Страница 1

В соответствии с действующим ФЗ №58 от 27.05.2003 г. «О системе государственной службы РФ», основанном на конституционно-правовом принципе федерализма выделяются федеральная государственная служба, находящаяся в ведении РФ и государственная служба субъектов РФ находящихся в их ведении.

В ФЗ №58 от 27.05.2003 г. «О системе государственной службы РФ», понятие федеральной государственной службы приводится в следующем виде: «Федеральная государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации». Федеральная государственная служба осуществляется на должностях в аппарате федеральных органов представительной, исполнительной и судебной власти.

Таковыми органами являются: Администрация Президента РФ, Аппарат Правительства РФ, аппарат палат Федерального собрания РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Счётной палаты РФ, федеральные государственные органы, подведомственные Президенту РФ и Правительству РФ, а также иные должности, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ.

Государственная служба субъектов РФ устанавливается законами, принимаемые органами законодательной власти каждого субъекта РФ. Поэтому для выяснения правового положения государственной службы каждого субъекта РФ следует изучать и анализировать соответствующие законы субъектов Федерации.

Существуют и другие классификации видов государственной службы. Каждый вид государственной службы имеет своё правовое оформление, характеризуется особыми признаками и специальным правовым статусом. Содержание каждого вида государственной службы установлено соответствующими нормативными актами, закрепляющими его правовое положение.

В соответствии с конституционно-правовым принципом разделения властей государственная служба может быть подразделена на службу в органах представительной, исполнительной и судебной власти. За этими рамками остаётся служба как профессиональная деятельность в органах прокуратуры, которая также должна быть государственной.

Кроме того, различают виды государственной службы по характеру деятельности государственных органов: государственная гражданская, военная, правоохранительная.

Гражданская служба – вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее – граждане) на должностях государственной гражданской службы (далее – должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Гражданская служба может быть:

- обще функциональной – это осуществление общих традиционных для всякой сферы деятельности государственно-служебных функций, не отличающихся отраслевой спецификой (например: деятельность персонала в администрации края, её отделах и департаментах, в министерствах, государственных комитетах и т.д.);

- специальной - это реализация особо установленных в нормативных правовых актах полномочий служащих, занимающих должности в государственных органах, имеющих ярко выраженную отраслевую компетенцию, которая налагает отпечаток на практическую деятельность персонала (например: судейская, дипломатическая, служба на железнодорожном транспорте и т.д.).

Правовое регулирование гражданской государственной службы помимо ФЗ №58 от 27.05.2003 г. «О системе государственной службы РФ» осуществляется в первую очередь ФЗ №79 от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе РФ» и другими нормативно-правовыми актами.

Военная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Правовое регулирование военной службы помимо ФЗ №58 от 27.05.2003 г. «О системе государственной службы РФ» осуществляется ФЗ №53 от 28.03.1998 г. «О воинской обязанности и военной службе», ФЗ №61 от 31.05.1996 г. «Об обороне» и другими нормативно-правовыми актами.

Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Страницы: 1 2