Государственная служба в условиях проводимых реформ правовой системы
Материалы / Государственная служба в РФ / Государственная служба в условиях проводимых реформ правовой системы
Страница 1

Создание государственной службы в качестве публичного социально-правового института есть один из способов институциализации государственной и общественной жизни, что, в свою очередь, выступает условием нормального и надежного экономического и социального развития.

Реформирование государственной службы направлено на повышение ее эффективности и адаптацию к быстро меняющимся социально-экономическим отношениям. Следует учитывать, что государственная служба относится к числу наиболее трудно и медленно реформируемых институтов. Преобразования в этой сфере обычно затруднены в силу особенностей и стереотипов психологии чиновников; системы их предпочтений и ценностных ориентаций; традиций, сложившихся в этой профессиональной среде; умений и квалификации государственных служащих и иных субъективных факторов.

Турчинов А. И. дал следующую оценку состоянию государственной службы:

- заторможенность процесса развития правовой базы;

- неэффективность системы управления;

- концептуальная неопределенность ее модели в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации»;

- не разработанность государственной кадровой политики и, как результат, отсутствие единой нормативно-правовой базы для реализации кадровых технологий, стабильности кадрового состава, его социальной защищенности, блокирующих механизмов для кадрового волюнтаризма и правового нигилизма;

- весьма слабая научно-методическая обеспеченность, недостаточное использование информационных технологий в управлении государственной службой РФ.

Реформирование государственной службы Российской Федерации – один из ключевых элементов совершенствования системы государственного управления Российской Федерации. Замысел реформы государственной службы состоял в необходимости решения ряда основополагающих для данного института проблем, сводящихся к устранению противоречий и пробелов в законодательстве РФ о государственной службе, установлению соответствия социального и правового положения государственного служащего, степени возлагаемой на него ответственности, использованию новых современных технологий государственного управления в масштабах реализуемых государственных программ и проектов, повышению авторитета государственной службы.

Причины, послужившие основанием для необходимости реформирования государственной службы:

- отсутствие механизма реализации принципа служения государству;

- не обеспеченность взаимосвязи между различными видами государственной службы;

- не разработанность правовых и социальных гарантий для государственных служащих;

- необходимость усиления публично-правовых начал государственной службы;

- установление открытости и прозрачности деятельности государственных органов;

- дебюрократизация государственной службы.

В соответствии с Концепцией реформирования системы государственной службы Российской Федерации Президент РФ 27 июля 2004 г. подписал Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В положениях данного закона нашел отражение положительный отечественный и зарубежный опыт правового регулирования государственной гражданской службы, применимый в современных российских условиях.

Закон является первым системообразующим законодательным актом прямого действия о гражданской службе как особом самостоятельном виде гражданской службы. В нем установлены правовые, организационные и экономические основы федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Федерации. Закон конституирует гражданскую службу как институт, призванный обеспечивать осуществление полномочий государственных органов, распоряжаться государственными средствами и предоставлять государственные услуги. Другими словами, устанавливает гражданскую службу в качестве всеобъемлющего института государственного управления, определяя предмет деятельности гражданских служащих, принципы организации гражданской службы, учреждает организационную структуру гражданской службы - систему должностей; определяет обязанности, подотчетность и дисциплинарную ответственность гражданских служащих, с тем чтобы их действия были предсказуемыми, регламентируемыми законом, а также открытыми для оспаривания в суде и для проверки соответствующими контролирующими органами. В нынешнем законодательстве содержатся нормы, обеспечивающие взаимосвязь гражданской службы с иными видами государственной службы, а также с муниципальной службой.

Страницы: 1 2