Тенденции развития в законодательстве о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Материалы / Тенденции развития законодательства о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания / Тенденции развития в законодательстве о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Страница 1

На сегодняшний день законодательство о выборах в Государственную Думу имеет свой исторический путь развития и Государственная Дума формируется на партийной основе.

Согласно действующей в настоящее время редакции Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 225 депутатов нижней палаты избираются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, а другие 225 депутатов - по пропорциональной избирательной системе по федеральным спискам кандидатов от избирательных объединений (политических партий) и избирательных блоков.

Порядок выборов депутатов Государственной Думы подлежал применению с 2006 года.

По ранее действовавшему закону партия или избирательный блок при определении порядка размещения кандидатов в федеральном списке разбивают его на региональные группы, который соответствуют субъектам Российской Федерации.

Число региональных групп кандидатов не может быть менее семи. Общефедеральная часть федерального списка, в которую внесены кандидаты, не входящие в региональные группы, может включать в себя не более 18 кандидатов.

В данном случае преследуется цель обеспечении сбалансированного представительства регионов в Государственной Думе.

При этом партийное представительство в Думе не исчерпывается 225 депутатскими мандатами, замещаемыми по партийным спискам. Избирательные объединения и блоки вправе выдвигать кандидатов не только по федеральному избирательному округу, но и по одномандатным избирательным округам.

Кроме того, кандидаты одномандатных округов участвуют в выборах при поддержке политических партий, поэтому их число в Государственной Думе превышает 225 человек.

Высокий демократический потенциал нашей страны и заключается в избрании депутатов по одномандатным округам, что имеет сходство с голосованием по преференциям.

Вместе с тем, ранее существовавший механизм формирования Государственной Думы имел некоторые весьма значительные недостатки.

Закон не запрещал выдвижение кандидатов политическими партиями и избирательными блоками одновременно в составе федерального списка и по одномандатным избирательным округам. Право "двойного" выдвижения существенно расширяло шансы кандидатов на избрание и шансы партий "провести" нужных кандидатов в Государственную Думу, что, соответственно, уменьшало их зависимость от волеизъявления избирателей.

Кандидат, выдвигаемый или поддерживаемый политической партией (блоком) не обязательно должен быть ее членом (членом одной из партий, входящих в состав блока). Целесообразность этого правила как такового сомнению не подвергается: не следует лишать партии права солидаризироваться с политическими позициями известных и авторитетных общественных деятелей.

В то же время в ранее действовавшем законе не закреплялись обязательства кандидата перед выдвинувшей его политической партией, в том числе по реализации ее программы в Государственной Думе. Выдвигаясь от одной партии, кандидат может в Думе стать членом депутатского объединения, созданного другой партией (блоком), изменить свою политическую позицию либо вообще объявить себя "независимым", непартийным депутатом.

Такая ситуация и имеет место после каждых выборов депутатов Государственной Думы.

Из-за отсутствия юридического механизма, который бы ставил кандидата в зависимость от поддержавшей его партии, происходит подрыв политических идеологий, теряется авторитет партии и всей партийной системы, что приводит в распространению коррупции.

Основная проблема заключается в том, что все эти обстоятельства существенно нарушают избирательные права граждан, так как избиратель голосует за определенную партийную программу.

Следствием этому может служить снижение явки избирателей и электоральная неопределенность.

Кандидаты, которые были включены в состав федерального списка и возглавляющие региональные группы, при их избрании имели право оказа от полученного мандата и его передачи следующему по списку кандидату.

Это право активно применяют политические партии, которые для поддержки избирателей регионах включают в региональные группы авторитетных людей, которые после подведения итогов выборов отказывались от мандатов, передавая их наименее влиятельным политикам.

Так как избирательный бюллетень содержит сведения только о первых трех кандидатах региональной группы, то данная ситуация существенно искажает реальное волеизъявление избирателей и нарушает их конституционные права.

Страницы: 1 2 3