Понятие и становление института Президента в России
Страница 2

Глава государства, реализуя свои функции, соприкасается как с законодательной, судебной, так и с исполнительной властями. Что же касаемо его главных полномочий и функций, то они ни какого отношения не имеют ни к законодательной, ни к судебной власти.

Есть такие страны, в которых глава государства ни относиться ни к одной ветви власти (например Франция). В ФРГ о статусе главы государства в Конституции вообще не упоминается. Несмотря на все это юридическая практика и наука определяет его, как главу исполнительной власти. Так как ни одно должностное лицо не должно осуществлять свои функции и полномочия вне какой-либо власти. Данная ситуация, не отрицающая главный принцип разделения трех ветвей власти, способствует образованию особого статуса главы государства, который вытекает из его конкретных полномочий, осуществлением высшего представительства и обязанностью выступать гарантом Конституции.

Рассмотрим подробнее власть в республике с президентским типом правления.

Глава государства единолично правит страной, его действия независимы от судебной и законодательной власти (в силу главного принципа разделения ветвей власти). Народ дает президенту мандат и поэтому он становиться не подконтрольным парламенту.

Со своей стороны Президент, выступая гарантом этих прав и свобод, «издает указы и вносит в Государственную Думу законопроекты, направленные на защиту правового положения личности в целом или регулирование статуса отдельных групп населения: пенсионеров, военнослужащих и некоторых других, особо нуждающихся в защите со стороны государства». Состав Правительства комплектуется президентом самостоятельно. Демократический характер правового государства никаким образом не может подорваться наличием сильной власти президента, скорее наоборот, сильная президентская власть является отличным механизмом при сохранении конституционного порядка.

Конституция является главным документом любого правового государства. Именно она определяет и принимает на своей основе статус главы государства. Взаимоотношения между главой государства и органами власти играют важную роль в сохранении и устойчивости конституционного порядка и гражданского мира.

Нормы Конституции определяют полномочия и функции главы государства. Функции – это самые важные общие обязанности главы государства, которые вытекают из положения в системе органов государственной власти. Полномочия – это вытекающие из функций права и обязанности, относящиеся к его компетенции.

Функции и полномочия могут быть присущи главе государства в ой или иной мере (не происходит деления между парламентом, судебным органом или правительством) – это прерогативы главы государства (например, присваивания высшего воинского звания).

Поговорим о положении президента в Российской Федерации. В России президентский институт главы государства носит не большую историю своего становления и развития. Еще в Советском Союзе создавалось множество государственных проектов по внедрению нового определения главы государства, но им так и не суждено было реализоваться.

В Советский период в РФ не было поста главы государства. Роль главы государства исполнял – Президиум верховного Совета РСФСР во главе которого был его Председатель (это был коллегиальный орган).

Президента РСФСР учредил всероссийским референдумом от 17 марта в 1991 году. За введение поста Президента РСФСР проголосовало 69,85% избирателей, против – 27,89%.

Закон «О Президенте РСФСР» был принят 24 апреля 1991 года Верховным советом РСФСР. Введению президентского поста последовало ряд причин:

Потребовалось укрепление главного звена государственной власти;

Возникла необходимость согласования деятельности исполнительных и законодательных органов;

Страницы: 1 2 3