Государственный контроль и надзор за размещением заказов для государственных и муниципальных нужд
Материалы / Проблемы организации торгов в Российской Федерации / Государственный контроль и надзор за размещением заказов для государственных и муниципальных нужд
Страница 1

В условиях становления правового государства, развития демократического общества и эволюции рыночных отношений большую актуальность и практическое значение приобретает институт государственных закупок, основным предназначением которого является осуществление государством контроля за целевым и эффективным расходованием бюджетных денежных средств.

Отсутствие надлежащего государственного контроля и надзора за размещением государственных заказов, заключением и исполнением государственных контрактов порождает различного рода злоупотребления со стороны должностных лиц. Бюджетные средства начинают расходоваться в личных целях, когда заказчик без размещения заказа решает, с кем и на каких условиях будет заключен контракт, при этом качество, цена и иные условия не имеют значения. Нарушения государственными заказчиками законодательства в области закупок, в частности основных принципов конкурсного размещения заказов (открытости, прозрачности, равных условий и прав участников конкурса), не только снижают эффективность государственных закупок, но и зачастую дискредитируют саму систему конкурсного размещения государственных заказов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 94 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов для федеральных государственных нужд, сведения о которых составляют государственную тайну, осуществляемых Федеральной службой по оборонному заказу в соответствии с указом Президента Российской Федерации. На данное обстоятельство обращается внимание и в п. 5 Постановления Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы».

Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, в том числе в сфере строительства, осуществляется путем плановых и внеплановых проверок.

Проведение указанных проверок регламентируется законом о размещении заказов, а также Методическими рекомендациями по проведению плановых и внеплановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами. Следует отметить, что данные Методические рекомендации не распространяются на внеплановые проверки, осуществляемые при рассмотрении жалоб участников размещения заказа.

Проведение внеплановых проверок при рассмотрении жалоб осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по рассмотрению Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, которые регламентируют в том числе проведение проверок при размещении заказа в области строительства.

Надзор в финансово-бюджетной сфере в части соблюдения правил размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд выполняет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере. При ней специально образован Методический совет Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по вопросам применения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, основными задачами которого являются:

Страницы: 1 2