Виды размещения заказов для государственных и муниципальных нужд
Материалы / Проблемы организации торгов в Российской Федерации / Виды размещения заказов для государственных и муниципальных нужд
Страница 1

В соответствии со ст. 10 ФЗ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещение заказа может осуществляться:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Основное отличие аукциона от конкурса состоит в том, что выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу – лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Данное положение определяет основное отличие аукциона от конкурса.

Следует отметить, что ранее в законодательстве говорилось только о конкурсных способах размещения заказа, под которыми подразумевались способы размещения заказа путем проведения аукциона или конкурса.

Существует приоритет использования способа размещения заказа путем проведения торгов. Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов. Применение других способов размещения заказа, т.е. без проведения торгов (запрос котировок, размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), размещение заказа на товарных биржах) рассматривается как исключение и допускается только в случаях, непосредственно предусмотренных законом.

Также предусматривается возможность выделения лотов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов.

ГК РФ не использует понятие «лот», это термин из обычаев делового оборота в сфере аукционной торговли, хотя он и используется в ряде нормативных правовых актов. «Лот» означает выделение партии однородных товаров (работ, услуг), на поставку (выполнение, оказание) которых заключается отдельный государственный или муниципальный контракт по итогам размещения заказа.

Соответственно, в отношении каждого лота в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. Необходимость выделения лотов наряду с прочим предопределена требованиями антимонопольного законодательства.

Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом, т.е. субъектом, размещающим заказ.

Форма торгов – аукцион или конкурс – определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом. В рамках данного изъятия установлен приоритет использования аукциона как способа размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам.

М.И. Брагинский рассматривает обязательность торгов, содержащуюся в ст. 447 (п. 3) ГК РФ, как форму ограничения свободы торгов. По его мнению, есть основания предполагать, что соответствующая норма допускает расширительное толкование. Имеется в виду, что под продажей вещи или имущественного права может подразумеваться любой договор, которым опосредствуется, прямо или косвенно, переход вещей или имущественных прав, а равно выполнение работ и оказание услуг.

Страницы: 1 2