Порядок организации и проведения электронных торгов
Материалы / Проблемы организации торгов в Российской Федерации / Порядок организации и проведения электронных торгов

В 2009 году было введено понятие электронной площадки и оператора электронной площадки. Под электронной площадкой понимается сайт в сети Интернет, на котором проводятся открытые аукционы в электронной форме.

Оператором электронной площадки является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивающие проведение открытых аукционов в электронной форме. Для обеспечения доступа к участию в открытом аукционе, проводимом в электронной форме, оператор осуществляет аккредитацию участников размещения заказа.

Для участия в открытом аукционе, проводимом в электронной форме, аккредитованный участник размещения заказа должен зарегистрироваться на электронной площадке в качестве участника соответствующего аукциона посредством использования средств идентификации. Регистрация проводится бесплатно в любое время с момента размещения извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме до момента окончания проведения аукциона.

В редакции Федерального закона от 20 апреля 2007 г. № 53-ФЗ при проведении открытого аукциона в электронной форме «шаг аукциона» не устанавливался. Этот факт в 2005 – 2006 гг. вызывал много вопросов. Высказывались мнения, что из-за его отмены при проведении открытого аукциона в электронной форме увеличивается длительность данной процедуры, поскольку «шаг» мог бы искусственно занижаться поставщиками. Новая редакция Закона о размещении заказов предусматривает, что при проведении аукциона в электронной форме участники аукциона подают в форме электронных документов предложения о цене контракта, предусматривающие снижение начальной (максимальной) цены контракта на «шаг аукциона», указанный в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме. При поступлении первого предложения о цене контракта, являющейся в момент проведения аукциона наиболее низкой, участник аукциона, подавший такое предложение, должен незамедлительно уведомляться об этом оператором.

Указанные поправки в ФЗ о проведении аукциона в электронной форме призваны способствовать предотвращению коррупции при размещении и проведении государственных и муниципальных закупок. Однако, по мнению представителей Федеральной антимонопольной службы, еще не все проблемные вопросы сняты. В частности, ФАС намерена продолжить работу над нормативной документацией по электронным аукционам.

В заключение сделаем соответствующие выводы.

Законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за некоторыми исключениями) является Федеральная антимонопольная служба. Размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; а также без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Многообразие изложения содержания понятий «государственные закупки» и «государственный заказ» стало камнем преткновения законотворческой мысли, а также в разработке и внедрении рекомендаций по совершенствованию государственного заказа в Российской Федерации.

Отсутствие законодательно закрепленных терминов и понятий влечет за собой возможность возникновения множества правовых коллизий при размещении государственного заказа в Российской Федерации и как следствие – длительные судебные тяжбы.

Государственный заказ является главным элементом антикризисной политики государства. В целях единообразного толкования и применения нормы права данное понятие необходимо закрепить на законодательном уровне и привести в соответствие все действующие нормативно-правовые акты на федеральном и региональном уровнях государственной власти.