Правовое регулирование социального обеспечения
Материалы / Правовое регулирование социального обеспечения
Страница 1

1. Социальное обеспечение - форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

2. Субъектом правоотношения по социальному обеспечению является его участник, обладающий субъективными правами и обязанностями согласно законодательству о социальном обеспечении. Чтобы стать субъектом правоотношения по социальному обеспечению, гражданин должен иметь такую предпосылку для этого, как обладание правосубъектностью, состоящей из правоспособности (признаваемая законом способность иметь права и обязанности по социальному обеспечению), дееспособности (признаваемая законом способность осуществлять указанные права и обязанности) и деликтоспособности (способность нести ответственность за правонарушения в области социального обеспечения).

Объектом правоотношения по социальному обеспечению является конкретное социальное благо (вид обеспечения), по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов. В разных видах правоотношений разные объекты. Объект правоотношения отвечает на вопрос, что является предметом данной юридической связи его субъектов, т.е. получения какого-либо блага.

Правоотношение - одно из важнейших звеньев правового механизма, обеспечивающего реальную жизнь права как регулятора общественных отношений. Правоотношения входят в систему общественных отношений (экономических, политических, социальных, нравственных и т.д.), но занимают в ней особое место. Правоотношения по социальному обеспечению безусловно являются относительными, поскольку все участники таких отношений четко определены законом и никакие другие лица (органы) прав и обязанностей в них не имеют.

3. Под формами социального обеспечения понимаются организационно-правовые способы его осуществления. К специфическим признакам форм социального обеспечения принято относить:

1. способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет средств которых предоставляется социальное обеспечение;

2. круг субъектов, обеспечиваемых за счет средств определенного финансового источника;

3. виды обеспечения за счет данного источника конкретного круга субъектов;

4. систему органов осуществляющих социальное обеспечение. Формы социального обеспечения постоянно трансформируются. Используемые в России на современном этапе формы социального обеспечения можно квалифицировать по степени их централизации на централизованные, региональные, а также местные, локальные. Централизованные формы в свою очередь подразделяются на: обязательное социальное страхование; социальное обеспечение за счет бюджетных средств; смешанную форму социального обеспечения, принимаемую для определенных специальных субъектов.

4. Под принципами ПСО понимаются руководящие начала, положения, определяющие сущность, содержание и направление развития комплекса правовых норм ПСО. К числу отраслевых принципов относятся:

1. Всеобщность социального обеспечения. Он предполагает равную для каждого члена общества возможность получать определенные виды социальной поддержки независимо от пола, расы национальности и т.п.

2. Общедоступность социального обеспечения.

3. Установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека, свободное развитие личности. Достаточный уровень жизни включает в себя достаточное питание, достаточную одежду, достаточное жилище и непрерывное улучшение условий жизни.

4. Многообразие оснований, форм и видов социального обеспечения.

5. Дифференциация условий и порядка представления социального обеспечения субъектами общественных отношений. Она может быть обусловлена факторами: вид трудовой деятельности, местность выполнения работ или место проживания, материальное положение субъектов, семейное положение и т.д.

6. Целевое использование средств. Данный принцип предлагает осуществление социального обеспечения за счет денежных средств. Специально выделенных и предназначенных для этих целей (государственные средства и добровольного социального страхования, благотворительности…). Кроме того, в соответствии с гл.24 НК РФ для создания эффективных условий социального обеспечения на территории России был введен единый социальный налог.

Страницы: 1 2 3 4 5 6