Понятие предупреждения преступности, виды предупреждения
преступлений, цели и принципы предупреждения преступленийМатериалы / Криминологические особенности преступности в городе Москве / Понятие предупреждения преступности, виды предупреждения
преступлений, цели и принципы предупреждения преступленийСтраница 6
Все элементы предупреждения преступлений, его уровни, формы и виды в реальной действительности проявляются не сами по себе, а лишь в результате активной и целенаправленной деятельности определенных субъектов, которыми в широком социологическом плане являются общество в целом, коллективы трудящихся, отдельные социальные группы и индивиды; в социально-политическом плане — государство, государственные органы, общественные организации, граждане.
Говоря о структуре предупреждения преступления, естественно невозможно не остановится на понятии субъектов предупреждения. Субъектами предупреждения преступлений являются органы государственной власти и органы местного самоуправления, ведомства, должностные лица, общественные организации и граждане, которые в своей деятельности целенаправленно осуществляют, на различных уровнях и в различных масштабах, руководство, планирование, а также реализацию мероприятий по предупреждению преступлений, контролируют обеспечение этой реализации. Субъекты предупреждения преступлений имеют в этой сфере определенные права и обязанности и несут ответственность за решение возложенных на них задач. При этом нужно отметить, что деятельность по предупреждению преступлений отличается высокой степенью дифференциации по задачам, масштабу, правомочиям, формам и методам, степени специализации.
К субъектам государственной системы предупреждения преступлений относятся:
- органы законодательной и исполнительной власти (как федеральные, так и на местах);
- межведомственные комиссии по предупреждению преступлений, координирующие деятельность субъектов предупреждения преступлений;
- органы прокуратуры;
- органы юстиции и учреждения Федеральной службы исполнения наказания; - органы внутренних дел;
- органы Федеральной службы безопасности;
- органы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков;
- органы Федеральной таможенной службы и другие органы, непосредственно осуществляющие в пределах своей компетенции предупреждение преступлений.
К субъектам системы предупреждения преступлений относятся также различные общественные организации, проводящие работу с различными группами и сообществами, направленную на общее оздоровление социальной обстановки.
Современные подходы к предупреждению преступлений получили свое развитие и закрепление в ряде нормативных правовых актов, регламентирующих соответствующую деятельность правоохранительных органов (например, Приказ МВД России от 31.12.2012 г. № 1166). В них, в частности, отмечается, что предупреждение преступлений — одно из приоритетных направлений борьбы с преступностью, основными задачами которой являются защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иныхпосягательств, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.
Борьба с преступностью включает самые разнообразные средства и методы воздействия на преступность. Однако основным средством должно быть, и является предупреждение преступности и преступлений. Успех предупреждения преступности во многом зависит от целенаправленности и планомерности предупредительной деятельности. Внедрение в практику предупредительной деятельности плановых начал есть реальный поворот к её эффективности.