Утрата и ограничения прав гражданства
Страница 2

Общим юридическим результатом capitisdeminutiomaxima является полная потеря прав, как личных (patriapotestas и т.д.), так и имущественных. Что касается, в частности, последних, то имущество capiteminutus переходит или к государству (например, в случае продажи incensus), или к известным частным лицам - к кредитору, продающему должника, к хозяину раба, с которым женщина вступила в связь, и т.

д. Но долги лица, подвергшегося capitasdeminutio, принципиально погашались за исчезновением их субъекта - лица обязанного. Так как, однако, это было несправедливо по отношению к его кредиторам, то претор стал давать последним actioutilis против тех, к кому имущество переходит, и, если они не пожелают уплатить долги, вводил кредиторов во владение имуществом capiteminutus и предоставлял им продать его для своего удовлетворения (fr. 2. D. 4. 5).

2. Capitisdeminutiomedia наступает тогда, когда лицо, сохраняя свободу, утрачивает права римского гражданства; это бывает, главным образом, в случае aquaeetignisinterdictio, а в императорское время в случае ссылки - deportatio (§ 2 In. 1. 16). Всилуправила «civilis ratio civiliaquodemjuracorrumperepotest, naturaliavero non potest» (Gai. 1. 158) лицо, подвергшееся capitisdeminutiomedia, теряет свои цивильные права, но сохраняет отношения jurisgentium: так, например, теряется agnatio, но сохраняется cognatio. Имущество также или теряется (при удалении в изгнание: «amissisbonisetcivitaterelictanudusexulat» (fr. 7. 3. F. 4. 5), или конфискуется (при deportatio). Долги и здесь jurecivili погашаются, но интересы кредиторов охраняются так же, как и в случаях capitisdeminutiomaxima (fr. 2 pr D. 4. 5).

В заключение данной работы, отметим, римское право определило не только практику, но и теорию. Непрерывное многовековое изучение римского права, в особенности остатков римской юридической литературы, формировало юридическое мышление Западной Европы и создавало сильный класс юристов, руководителей и деятельных помощников во всякой законодательной работе. Объединяя Европу на практике, римское право объединяло ее и в теоретических исканиях: юриспруденция французская работала все время рука об руку с юриспруденцией немецкой или итальянской, говорила с ней на одном и том же языке, искала разрешения одних и тех же проблем. Так возникала на почве римского права дружная общая работа всей европейской юриспруденции, продолжавшая работу мыслителей античного мира: факел, зажженный каким-либо римским Юлианом или Папинианом, через бесконечную цепь сменявшихся рук дошел до современных ученых всех наций.

Такова историческая судьба римского права. Явившись синтезом всего юридического творчества античного мира, оно легло затем в качестве фундамента для правового развития новых народов, и в качестве такого фундамента, общего для всех народов Западной Европы, оно изучается повсеместно - в Германии, Франции, Италии, Англии и т.д. Явившись базисом, на котором веками формировалась юридическая мысль, оно изучается и теперь как теория гражданского права, как правовая система, в которой основные юридические институты и понятия нашли себе наиболее чистое от всяких случайных и национальных окрасок выражение. Недаром в прежнее время оно считалось за самый писаный разум, за ratioscripta.

Волею нашей исторической судьбы мы, русские, были долгое время отрезаны от общения с Западной Европой, оставались чужды ее культуре, и когда, наконец, отделявшие нас перегородки пали, мы очутились в хвосте общечеловеческого движения. Отстали мы и в области права. И если мы хотим в этом последнем отношении сравняться с Европой, если мы хотим говорить с ней на одном языке, мы должны, по крайней мере в школе, освоиться с основным фундаментом общеевропейского права - с правом римским. Если оно повсеместно является основой юридического образования, то у нас для этого причин еще больше.

Страницы: 1 2