Классификация правонарушений в области безопасности дорожного движения как основа балльной системы оценки нарушений правил дорожного движения
Материалы / Административная ответственность в области безопасности дорожного движения / Классификация правонарушений в области безопасности дорожного движения как основа балльной системы оценки нарушений правил дорожного движения
Страница 4

На основе предложенной классификации административных правонарушений в области безопасности дорожного движения можно разработать бальную систему оценки нарушений правил дорожного движения. Так с получением прав управления транспортным средством, водитель получает 10 баллов, которые могут фиксироваться в талоне водительского удостоверения и в базе данных ГАИ.

За совершение правонарушения первой группы с виновного водителя снимается 1-2 балла, в зависимости от опасности данного правонарушения для участников дорожного движения. Так если правонарушение ни как не влияет на безопасность участников дорожного движения, например, правонарушение предусмотренное ст. 18.18 КоАП, то с правонарушителя будет сниматься 1 балл, а если оно в той или иной мере влияет на обеспечение безопасности граждан, например, правонарушение предусмотренное ч. 4 ст. 18.12 КоАП, 2 балла. За совершение правонарушений второй группы с виновного водителя будет сниматься 2-5 баллов. Здесь количество снятых баллов будет зависеть от опасности правонарушения для участников дорожного движения для граждан и причинения правонарушением легкого телесного повреждения или вреда имуществу. Минимальное количество баллов будет сниматься за те правонарушения, которые не причинили вреда гражданам и их имуществу, в меньшей степени воздействовали на безопасность дорожного движения, например это правонарушения предусмотренные нормами ст. 18.20, ст. 18.22 КоАП. При нанесении вреда имуществу с правонарушителя будет сниматься 3 балла, а при причинении легкого телесного повреждения 5 баллов. Если правонарушение в значительной мере нарушает безопасность дорожного движения, например правонарушения, предусмотренные нормами ч. 2-3 ст. 18.13 КоАП и ч.1-7, 11,12 ст. 18.14 КоАП. За совершение правонарушений третьей группы с виновного водителя будет сниматься 5 баллов, это касается, прежде всего, правонарушений, предусмотренных нормами ч. 4 ст. 18.13 КоАП ч. 8-10 ст. 18.14 КоАП, при условии, что к нему не было применено административное взыскание в виде лишения права управления транспортным средством, в данном случае с водителя снимаются все 10 баллов и такой водитель может претендовать на получение прав управления транспортным средством только после истечения срока данного административного взыскания. После того, как с водителя сняты все 10 баллов, в том числе и за одно правонарушение, он лишается права управления транспортного средства, получение права управления транспортным средством таким водителем осуществляется только после прохождения соответствующего обучения и сдачи квалификационного экзамена на управление транспортным средством. Как нам кажется, такая система оценки нарушений правил дорожного движения будет дисциплинировать водителей и позволит белее эффективно применять меры административной ответственности, сочетая их с воспитательным и профилактическим воздействием. Балльная система в большей степени нацелена на водителей, которые систематически нарушают правила дорожного движения, по оценке ГАИ, таких водителей 10-13% от их общего числа [29]. На основании этого, балльная система оценки нарушений правил дорожного движения будет способствовать сокращению общего количества правонарушений в области безопасности дорожного движения, снижению их общественной опасности и сокращению количества водителей регулярно нарушающих правила дорожного движения. Таким образом, использование такой системы наряду с административными взысканиями, позволит создать оптимальные условия не только для применения карательной составляющей административной ответственности, но и будет содействовать формированию правосознания граждан и стимулировать их правомерное поведение.

Таким образом, по итогам второй главы можно сделать следующие выводы:

Система правового регулирования безопасности дорожного движения представляет собой комплекс правовых норм, регулирующих общественную безопасность и правопорядок в области безопасности дорожного движения. Основу этой системы составляют конституционные нормы, гарантирующие личные и имущественные права граждан. Общие вопросы правового регулирования безопасности дорожного движения определены в Законе «О дорожном движении» и детализированы в Правилах дорожного движения. Объектом правового регулирования в области данных правоотношений является безопасность дорожного движения, которая представляет собой состояние дорожного движения, обеспечивающее минимальную вероятность возникновения опасности для движения и дорожно-транспортного происшествия. Важнейшим элементом системы правового регулирования безопасности дорожного движения является определение правового статуса органов государственной власти, выполняющих соответствующие функции в области безопасности дорожного движения. ГАИ является специализированным органом, осуществляющим обеспечение безопасности дорожного движения и осуществляет контроль за соблюдением Правил дорожного движения и иных актов законодательства Республики Беларусь в области дорожного движения, а также выполняет иные контрольные (надзорные) функции, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь, то есть осуществляет правоприменительные функции в области безопасности дорожного движения. Контроль ГАИ за безопасностью дорожного движения можно определить как урегулированную нормами административного права властную правоприменительную деятельность органов и должностных лиц охранительной направленности. Контроль и надзор за безопасностью дорожного движения составляет основу административно-юрисдикционной деятельности ГАИ, которая представляет собой применение административно-предупредительных и административно-пресекательных мер административно-правового принуждения. Порядок осуществления административно-юрисдикционной деятельности ГАИ определяется правовым статусом данных органов, выраженных в их задачах, функциях и правах.

Страницы: 1 2 3 4 5