Понятие и признаки некоммерческих организаций
Страница 6

А.Е. Пилецкий «несколько детализирует и дополняет объем рассматриваемого понятия, считая, что правовой режим имущества включает в себя «три порядка»:

формирование имущества,

право внутрихозяйственного оперативного управления,

3) управление имуществом со стороны государства, хозяйственной системы, основного звена и его трудового коллектива, трудового коллектива структурной единицы.

Таким образом, некоммерческая организация признается государством в качестве самостоятельного субъекта права, которая имеет соответствующую структуру управления, обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени.

Поскольку законодатель разрешает возможность существования некоторых некоммерческих образований без государственной регистрации и, соответственно, без приобретения статуса юридического лица, что не допускается в отношении коммерческих организаций, особое внимание должно уделяться процессу государственной регистрации.

Институт государственной регистрации юридических лиц не является новеллой современного гражданского законодательства. Еще в дореволюционном праве Д.И Мейер определил юридическое лицо как «субъект права только по исключению» и делал вывод о том, что юридическое лицо «нуждается в признании со стороны общественной власти». Впрочем, Д.И. Мейер допускал деятельность организаций независимо от факта признания обществом. Хотя общий вывод может звучать так: «Во всяком случае, общим правилом для нас должно служить то положение, что юридическая личность возможна не иначе как по признанию общественной власти».

По мнению Ю.Л. Тихомирова государственная регистрация – это институт публичной власти для обеспечения публичных интересов и охраны законности на экономическом поле, регулируемый нормами административного и гражданского права.

«Признание общественной властью» по современному гражданскому праву есть ничто иное, как легитимное закрепление статуса юридического лица в регистрирующих органах, то есть государственная регистрация.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией всех юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц закреплены в Законе о государственной регистрации юридических лиц.

За недолгое время существования система государственной регистрации уже претерпела некоторые изменения. С 1 июля 2002 года государственная регистрация юридических лиц была возложена на Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, в последующем преобразованное в Федеральную налоговую службу при Министерстве финансов Российской Федерации, являющуюся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Принятие решения о регистрации общественных организаций и объединений, политических партий осуществляла Федеральная регистрационная служба в составе Министерства юстиции Российской Федерации. Согласно Указа Президента РФ от 13 октября 2004 года №1313 к полномочиям Министерства юстиции РФ наряду с функциями по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры и нотариата, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и т.д. также отнесены вопросы регистрации общественных объединений, религиозных организаций и политических партий.

С 18 апреля 2006 года процедура регистрации упорядочена в отношении некоммерческих организаций. Тем не менее, в существующей системе государственной регистрации некоммерческих организаций, на наш взгляд, можно выделить несколько режимов регистрации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8