Понятие предпринимательской деятельности некоммерческих организаций
Материалы / Гражданско-правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций в РФ / Понятие предпринимательской деятельности некоммерческих организаций
Страница 4

Также важный аспект деятельности некоммерческих организаций составляют возможности финансирования некоммерческих организаций со стороны государства. Режим финансирования различается в зависимости оттого, учреждена организация публично-правовым образованием или нет.

Напомним, что государство как таковое может создать бюджетное или автономное учреждение, а также государственную корпорацию (которая обладает правом собственности на имущество). Имущество учреждения продолжает оставаться в государственной (муниципальной) собственности. При этом деятельность бюджетного учреждения полностью финансируется государством – бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой (ст. 161 Бюджетного кодекса РФ), а автономного – частично. Учредитель финансирует (в виде субвенций и субсидий) выполнение основной деятельности автономного учреждения, другие расходы автономное учреждение финансирует самостоятельно.

Например, Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства распространяется на организации культуры, находящиеся в федеральной собственности, а для находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности носит рекомендательный характер. Положение определяет, что финансовые средства организации культуры образуются за счет:

– бюджетных ассигнований и других поступлений от учредителя;

– доходов от платных форм культурной деятельности;

– платежей за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами;

– добровольных пожертвований, субсидий, средств, полученных по завещаниям;

– кредитов банков и иных кредитных учреждений;

– других доходов и поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частные некоммерческие организации создаются гражданами и юридическими лицами и от государства не зависят (заметим, что в создании некоторых из них могут участвовать государственные и муниципальные органы как юридические лица, но не публично-правовые образования). Тем не менее государство может оказывать поддержку и частным организациям. Общий перечень форм экономической поддержки приведен в ст. 31 Федерального Закона «О некоммерческих организациях». Это предоставление в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей некоммерческим организациям, предоставление иных льгот, в том числе полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом, размещение среди некоммерческих организаций государственных и муниципальных социальных заказов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», предоставление в соответствии с законом льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку.

На федеральном уровне поддержка может охватываться бюджетными ассигнованиями на оказание государственных (муниципальных) услуг. Так, согласно ст. 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерациии к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг относятся ассигнования на предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными и автономными учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам. В федеральном законе о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями, в том числе в виде имущественного взноса в государственные корпорации (ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ).

Страницы: 1 2 3 4 5 6