Понятие предпринимательской деятельности некоммерческих организаций
Материалы / Гражданско-правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций в РФ / Понятие предпринимательской деятельности некоммерческих организаций
Страница 5

Еще большие возможности финансирования некоммерческих организаций сосредоточены на региональном уровне. В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы о взаимодействии органов власти с негосударственными некоммерческими организациями (Республика Дагестан, Удмуртская Республика, Амурская, Волгоградская, Липецкая, Оренбургская, Смоленская, Псковская, Ульяновская области).

В Тверской области закон посвящен непосредственно поддержке негосударственных некоммерческих организаций органами государственной власти. В этих законах предусматривается предоставление целевого социального заказа, субсидий, грантов на конкурсной основе. Иногда на период выполнения социального заказа либо областной целевой программы некоммерческим организациям предоставляются государственные помещения в безвозмездное пользование.

В целях поддержки некоммерческих организаций субъекты Российской Федерации могут освобождать их от уплаты налогов (от налога на имущество, транспортного налога, налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта РФ). Единственное ограничение – не допускается предоставление льгот по уплате налогов отдельным некоммерческим организациям в индивидуальном порядке. Также субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями используется механизм льготного определения арендной платы за использование помещений некоммерческими организациями.

Федеральный Закон Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях» напрямую устанавливает, что государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2001 года №490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения» предусматривает безвозмездное пользование таким имуществом (монастырские и иные культовые комплексы, предметы внутреннего убранства культовых зданий). Религиозные организации освобождены от уплаты налога на имущество в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности (ст. 381 Налогового Кодекса РФ) и земельного налога в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения (ст. 395 Налогового Кодекса РФ).

Разделение некоммерческих организаций на публичные и частные влияет и на управленческие вопросы. Разумеется, в частных организациях система управления автономна. В них создается выборный коллегиальный орган управления, а принципиальные вопросы решаются на съезде или общем собрании.

Ситуация иная, если в создании некоммерческой организации принимал участие орган власти как юридическое лицо (тогда его представитель входит в состав управленческого органа). И конечно, когда некоммерческая организация (учреждение, государственная корпорация) создается непосредственно публично-правовым образованием, управленческие и контрольные возможности возрастают. Так, государство принимает активное участие в управлении государственной корпорацией (высшие должностные лица назначаются Президентом или Правительством РФ, корпорация подотчетна государству). Высшим органом управления корпорации является наблюдательный совет (в Агентстве по страхованию вкладов – Совет директоров). Назначения в совет осуществляет Президент или Правительство. Председателем наблюдательного совета Внешэкономбанка является Председатель Правительства Российской Федерации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6