Теоретико-концептуальные аспекты прокурорского надзора как основной функции прокуратуры при производстве по уголовным делам в суде первой инстанции
Материалы / Прокурорский надзор в суде первой инстанции / Теоретико-концептуальные аспекты прокурорского надзора как основной функции прокуратуры при производстве по уголовным делам в суде первой инстанции
Страница 3

Осуществление прокурорского надзора в суде имеет свои специфические особенности, что связано с наделением суда исключительным правом осуществления правосудия обусловлено тем, что только в судебном разбирательстве в полном объеме действуют все принципы уголовного процесса.

Здесь закон создает наиболее благоприятные условия для установления истины, в полной мере обеспечиваются права сторон, действует развернутая система процессуальных гарантий. Вместе с тем, суду деятельность суда должна подлежать контролю со стороны независимого органа, обеспечивающего точное и единообразное применение законодательства. Следует согласиться с утверждением, что «такой контроль в наиболее последовательной, действенной и самое главное отвечающей интересам правосудия форме может обеспечить прокурорский надзор». Без прокурорского надзора, в ходе судебного разбирательства, защита прав граждан не может быть полноценной. При осуществлении прокурорского надзора следует учитывать не только защиту законных интересов граждан, но и публичных интересов. Данный момент нельзя игнорировать, прежде всего, потому, что принцип публичности относится к числу важнейших принципов уголовного судопроизводства. Публичный интерес в общем виде - это охраняемый законом интерес, за которым стоит общество, государство. Его защита отнюдь не означает дискриминацию интересов личности. Хотя данные понятия различны по своему содержанию, социальному наполнению, тем не менее, не в их противопоставлении, а в гармоничном сочетании заложена стабильность в обществе. Публичный интерес в уголовном судопроизводстве выражает охраняемый законом интерес в создании обстановки неотвратимости уголовного наказания за совершение преступлений, в обеспечении такой судебной практики, при которой ни один невиновный не был бы незаконно осужден и ни один виновный не избежал бы приговора суда. В механизме защиты публичного интереса в уголовном судопроизводстве и особенно на его судебных стадиях в силу специфики решаемых задач и средств их решения прокурорский надзор представляется, безусловно, необходимым звеном. Таким образом, на данной основе обеспечивается соблюдения принципа законности и защиту прав всех субъектов правоотношений.

Бесспорно, в правовом государстве должна быть сильная, реальная, независимая судебная власть. Прокурор в суде - это представитель централизованного надзорного органа. Он поддерживает государственное обвинение для того, чтобы виновный не избежал уголовной ответственности, понес должное наказание. В отличие от защитника он обязан реагировать на любые нарушения закона при рассмотрении дела. Таким образом, содержание надзорной деятельности прокуратуры в суде включает не только собственно надзорные действия, связанные с ходатайствами, отводами, протестами против действий других участников процесса и актами прокурорского реагирования для обеспечения законности судебных решений, но и осуществление уголовного преследования в форме поддержания государственного обвинения, что также необходимо рассматривать как надзорную деятельность. Такой подход к содержанию прокурорского надзора при рассмотрении уголовных дел в суде первой инстанции базируется на общем определении прокурорского надзора как деятельности, обеспечивающей законность и защиту законных прав и публичных интересов. Высказываемая в литературе точка зрения, что участие прокуроров в рассмотрении дел судами и опротестование ими судебных решений не рассматривается законодателем как осуществление надзора, представляется нам необоснованной, так уголовное преследование заключается не только в обеспечении государственного обвинения и формировании правовой основы для применения уголовной ответственности, но и обеспечивает восстановление нарушенных субъективных прав, защиту публичных интересов и реализацию принципа справедливости и неотвратимости уголовного наказания, как основы правосудия, предусмотренные нормами ст. 3 Уголовного Кодекса Республики Беларусь 1999 г. (принят Палатой представителей 2 июня 1999 г., одобрен Советом Республики 24 июня 1999 г.) (Далее УК), что является важным средством формирования правопослушного поведения, то есть самого широкого обеспечения верховенства права и закона в общественных отношениях. Кроме этого, прокурор вправе отказаться от обвинения или изменить его, в соответствии с ч. 7 ст. 293 УПК государственный обвинитель может изменить обвинение, а также отказаться от обвинения (полностью или частично), если придет к выводу, что оно не нашло подтверждения в судебном разбирательстве, что так же необходимо рассматривать как форму прокурорского надзора.

Страницы: 1 2 3 4 5