Уголовное преследование при производстве по уголовным делам в суде первой инстанции как концептуальная основа деятельности прокурора
Материалы / Прокурорский надзор в суде первой инстанции / Уголовное преследование при производстве по уголовным делам в суде первой инстанции как концептуальная основа деятельности прокурора
Страница 1

Основой деятельности прокурора при рассмотрении уголовных дел в суде первой инстанции является осуществление уголовного преследования, которое осуществляется в форме поддержания государственного обвинения.

Уголовное преследование является одной из важнейших функций прокуратуры, концептуально связанной с осуществлением собственно надзорных полномочий. Таким образом, осуществление уголовного преследования прокурором является важнейшим элементом его правового статуса и основой деятельности прокурора в суде.

Действующее законодательство определяет функцию уголовного преследования прокурора, прежде всего, на основании норм ст. 27 УПК в соответствии с которой, орган уголовного преследования в пределах своей компетенции обязан принять все предусмотренные законом меры к установлению предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния, изобличению лиц, виновных в совершении преступления, и их наказанию, равно как принять меры по реабилитации невиновного. Орган уголовного преследования обязан обеспечить потерпевшему доступ к правосудию и принять меры по обеспечению возмещения причиненного вреда. Свои полномочия в уголовном процессе орган уголовного преследования осуществляет независимо от каких бы то ни было органов и должностных лиц и в строгом соответствии с требованиями УПК. Полномочия прокурора в данной деятельности определены нормами ст. 34 УПК, в соответствии с которыми прокурор является должностным лицом, в пределах своей компетенции осуществляющим от имени государства уголовное преследование и поддерживающим государственное обвинение в суде. При осуществлении своих полномочий по надзору за исполнением законов на стадиях досудебного производства прокурор независим и подчиняется только закону. Таким образом, уголовное преследование является концептуальной основой всей деятельности прокурора в суде.

Уголовное преследование, осуществляемое компетентными органами определена правоохранительной функцией государства и направлена на борьбу с преступлениями. В самом обобщенном виде по своей природе преступление является социально-правовым явлением. Социальная сущность преступления заключается в его антисоциальности, так как «даже тогда, когда казалось бы ущерб понесен только потерпевшим, правонарушитель причиняет вред обществу, ибо посягает на его члена, занимающего свое место в системе общественного разделения труда и потому функционально связанного со всеми остальными членами общества». Именно поэтому основным признаком преступления является его посягательство на защищенные нормами права общественные отношения. При этом общественные отношения - это «сложное явление социальной действительности, состоящее из различных элементов. К ним относятся и субъекты, являющиеся сторонами отношения, и объекты, по поводу которых устанавливаются регулируемые правом связи и деяния сторон и сама правовая норма как форма реального отношения». То есть общественными отношениями выступают все элементы, определяющие функционирование общества.

Юридическую природу преступления раскрывает, прежде всего, его противоправность. Противоправность преступления, как уже отмечалось выше, обусловлена его общественной опасностью. Таким образом, в общем смысле отсутствие в поступке общественной опасности свидетельствует о его не противоправности. Хотя в ряде источников встречается мнение, что противоправность это всегда юридическое выражение общественной опасности. Указанное утверждение не всегда является верным особенно если речь идет об авторитарных и тоталитарных государствах, так как противоправность определяется только нормотворчеством государства, которое в определенных случаях может защищать не интересы общества в целом, а только власть правящей элиты, о чем наглядно свидетельствует законодательство СССР в 30 годы, где было узаконено внесудебное разбирательство, существовала уголовная ответственность за нахождение в родстве с «врагом народа», лишение по этой причине ряда гражданских прав, то есть существовало так называемое субъективное вменение.

Оценивая сущность преступления можно выделить две подсистемы, из которых состоит данной понятие. Первая – социальная, формируется на основе общественной опасности преступления, она первична, так как связана с устоявшимся в обществе порядком отношений. Именно в рамках общества формируется соответствующие отношение к тому или иному деянию. Вторая подсистема – юридическая, формируется на основе противоправности данного деяния, конкретизируя его состав, в соответствии с особенностями данной правовой системы. Указанная подсистема формируется непосредственно на основе правотворчества государства. В демократическом и правовом государстве юридическая подсистема основывается на социальной, учитывая сложившуюся системы общественных ценностей и отношений, в тоже время в тоталитарном или авторитарном государстве именно юридическая подсистема превалирует над социальной, что выражается в появлении нормативно-правовых актов, устанавливающих санкцию за совершение не общественно опасного деяния.

Страницы: 1 2 3 4 5