Власть суверена в государстве
Материалы / Учение Гоббса о государстве / Власть суверена в государстве
Страница 2

Гоббс заботу о порядке в обществе возлагает на аппарат, гражданские законы, на всю реальную мощь государства, а заботу о благополучии народа он отдает на «добрую волю» правителей.

Но то, что Гоббс писал об абсолютности государственной власти, относилось более всего к области публичного, политического права.

Обеспечение мира и безопасности требует, по Гоббсу, возложения на подданных в области политических отношений одних лишь обязанностей, предоставления суверену – только прав. Однако же в области частноправовых отношений подданным должны предоставляться широкая правовая инициатива, система прав, свобод и их гарантий.

Отсутствие у подданных каких-либо прав по отношению к суверену толкуется Гоббсом как правовое равенство лиц в их взаимных отношениях. Гоббс отнюдь не сторонник феодально-сословного деления общества на привилегированных и непривилегированных. В отношениях между подданными суверен должен обеспечить равную для всех справедливость («принцип которой гласит, что нельзя отнимать ни у кого того, что ему принадлежит»), незыблемость договоров, беспристрастную защиту для каждого в суде, определить равные налоги.

Целиком, подчиняя индивида абсолютной власти государства, Т. Гоббс тем не менее оставляет ему возможность воспротивиться воле суверена. Эта возможность – право на восстание. Она открывается лишь тогда, когда суверен, вопреки естественным законам, обязывает индивида убивать или калечить самого себя либо запрещает защищаться от нападения врагов. Защита своей собственной жизни опирается на высший закон всей природы – закон самосохранения. Закон этот не вправе преступать и суверен. Иначе он рискует потерять власть.

Цель законов не в том, чтобы удержать от всяких действий, а в том, чтобы дать им правильное направление. Законы подобны изгородям по краям дороги, поэтому лишний закон вреден и не нужен. Все, что не запрещено и не предписано законом, предоставлено на усмотрение подданных. Говоря, об отношениях подданных между собой, Гоббс обосновывал ряд конкретных требований в области права: равный для всех суд присяжных, гарантии права на защиту, соразмерность наказания преступлению и т.д.

В период революции и гражданской войны Гоббс осуждал смуты, мятежи, попытки парламента ограничить власть короля. Однако концепция Гоббса не пользовалась популярностью у сторонников короля. Дело не только в методологии учения Гоббса, решительно противостоявшего теологической идеологии абсолютизма. Не менее важно, что консервативная политическая программа в концепции Гоббса соединялась с обоснованием и защитой прогрессивных для того времени принципов частного права.

Т. Гоббс различал догосударственное (естественное) состояние и государственное, т.е. гражданское состояние. Занимался развитием договорной теории происхождения государства. Он различал три формы государственного устройства, и предпочтение отдавал абсолютной монархии.

Томас Гоббс отстаивал идею единого государства и права, власти и закона, который необходим для достижения мира и согласия в гражданском обществе.

Оценка доктрины Гоббса в истории политической мысли остается дискуссионной. Некоторые исследователи усматривают в учении Гоббса различные противоречия. Либеральные демократы считают ошибкой Гоббса отрицание политических прав и свобод; сторонники тоталитаризма – противоречия в допущении Гоббсом прав и свобод подданных в области частного права. Т. Гоббс обосновывал политико-правовой идеал, как гражданское общество, охраняемое авторитарной властью.

Учение о праве и государстве Гоббс стремился превратить в точную науку. Математический метод, по Гоббсу, свободен от субъективных оценок.

Однако намерение создать свободное от субъективных оценок политико-правовое учение оказалось несбыточным. Его учение несет на себе четкий отпечаток бурной политической борьбы в Англии той эпохи.

Страницы: 1 2 3