Взаимодействие государственных органов и религиозных объединенийМатериалы / Конституционное право граждан на свободу совести / Взаимодействие государственных органов и религиозных объединенийСтраница 1
В настоящее время, наряду с такими характеристиками, как демократическое, социальное и правовое, РФ определяется и как светское государство.
Безусловно, будучи конституционным принципом, светскость государства не просто констатирует действительность, а носит нормативный характер, тем самым определяя общую направленность конституционно правового регулирования общественных отношений.
Именно этот принцип государства лежит в основе всяких отношений государства с религиозными объединениями и проведения государственной политики в мировоззренческой сфере общества.В силу светского характера государства никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14 Конституции РФ). Эти конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях» (1997 г.). Ныне действующее законодательство большее внимание уделяет регулированию корпоративных прав, определяя правовой статус, права и условия деятельности религиозных объединений.
ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» трактует религиозное объединение как добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры.
Инновацией ФЗ является выделение правового положения религиозных объединений в качестве самостоятельного объекта, регулируемого нормами закона РФ. Характеристике их правового статуса посвящены 2-я и 3-я главы закона. Статьи 2-й главы устанавливают виды религиозных объединений, освещают вопросы их создания, содержания устава, порядок государственной регистрации, основания отказа в ней и ликвидации либо запрета деятельности религиозного объединения, характеризуют правовое положение представительств иностранных религиозных организаций. Нормы 3-й главы регламентируют права и условия деятельности религиозных организаций, затрагивая, в том числе общие вопросы внутренних установлений, религиозных обрядов и церемоний, благотворительной и культурно-просветительской деятельности, освещая создание учреждений профессионального религиозного образования, международные связи и контакты, а также некоторые гражданско-правовые аспекты деятельности религиозных организаций (в том числе право собственности, предпринимательская деятельность и т.п.).
Касаясь взаимоотношений государства и религиозных объединений, этот закон устанавливает, что государство:
не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;
не возлагает на религиозные объединения выполнение функций государственной власти и органов местного самоуправления;
не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону;
обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
В свою очередь, и религиозные объединения, в соответствии с конституционными принципами, создаются и осуществляют свою деятельность независимо от государства – в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой. Выбирают, назначают и заменяют свой персонал согласно своим собственным установлениям, но при этом условия труда и его оплата устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации трудовым договором (контрактом).
По закону религиозные объединения:
не выполняют функций органов государственной власти и органов местного самоуправления;
не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, но это вовсе не означает, что священнослужители не могут избираться в представительные органы государственной власти и местного самоуправления. Могут и избираются, но их кандидаты выдвигаются не от религиозных объединений, а от политических партий или по своей личной инициативе и по инициативе избирателей;
не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь, но это вовсе не означает, что священнослужители не имеют права как граждане индивидуально участвовать в деятельности политических партий и движений. Они имеют на это право, и никто не может воспрепятствовать реализации такого права.