Взаимодействие государственных органов и религиозных объединений
Материалы / Конституционное право граждан на свободу совести / Взаимодействие государственных органов и религиозных объединений
Страница 2

По просьбам религиозных объединений соответствующие органы государственной власти в РФ вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях. И надо сказать, что такими праздничными днями объявлены, например, Рождество Христово и ряд мусульманских праздников.

Создание религиозных объединений запрещается в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях.

Следует отметить, что религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Как известно, религиозная группа – это организационно-правовая форма религиозного объединения, образованная в целях совместного исповедания и распространения веры. Правоспособностью юридического лица религиозные группы не обладают, осуществляя свою деятельность без государственной регистрации. Однако, религиозные группы все же подпадают под определенные режимы регистрационных отношений, которые определены как в ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», так и в ФЗ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. Статус факультативного и императивного режимов регистрационных отношений и их различия обусловлены намерениями лиц, создавших религиозную группу. Если целями таковой являются последующая регистрация и получение статуса религиозной организации, то инициаторы ее образования обязаны уведомить об образовании органы местного самоуправления. Очевидно, уведомление муниципальных органов о начале своей деятельности с момента создания позволит избежать в дальнейшем необходимости доказывать наличие 15-летнего срока деятельности группы при рассмотрении вопроса о ее регистрации.

Таким образом, отличительным признаком религиозной организации как вида религиозного объединения является регистрация ее в качестве юридического лица.

Так же, взяв за критерий территориальную сферу деятельности, законодатель выделил местные и централизованные религиозные организации. Для членов местной организации установлено минимальное число участников (10 человек), достигших 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Помимо местных, централизованная организация может быть создана и централизованной организацией же в порядке структуризации (например, РПЦ создает новые епархии для управления приходами в пределах одного или нескольких субъектов РФ).

Не вызывает сомнения, что по сравнению с религиозными группами религиозные организации наделены значительными преимуществами. В их числе: право на создание образовательных учреждений и возможность обучать детей религии в государственных и муниципальных учреждениях (п. 4 ст. 5); возможность получать налоговые и иные льготы, возможность создавать учреждения профессионального религиозного образования, очное обучение в которых дает право на отсрочку от призыва на военную службу (пункты 1, 3 ст. 9); возможность создавать при себе представительства иностранных религиозных организаций (п. 5 ст. 13); право производить, приобретать, экспортировать и распространять религиозную литературу, предметы религиозного назначения и т.д. Самое главное отличие от групп состоит в возможности получения религиозной организацией правоспособности юридического лица путем государственной регистрации.

На основании всего изложенного, можно сделать предположение, что законодательное отделение государства от религиозных объединений не исключает, а предполагает их сотрудничество при решении общих задач и, прежде всего, на ниве воспитания высоконравственного человека. Верность этого предположения, на наш взгляд, подтверждается некоторыми нормативными актами. Например, приказ Минобразования РФ от 1 июля 2003 г. №2833 «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ». В соответствии с данным приказом по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы. Также в качестве примера сотрудничества можно привести факт безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям культовых зданий и сооружение и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Этот факт закреплён постановлением Правительства РФ от 30 июня 2001 г. №490, Федеральным законом Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. №327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Также подтверждает вышесказанное пункт 4 статьи 8 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», который гласит, что военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица (пункт 1 статьи 8). Религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств, с разрешения командира (пункт 5 статьи 8). И конечно самой яркой иллюстрацией сотрудничества государства с религиозными объединениями, является Распоряжение Президента РФ от 2 августа 1995 г. №357-рп «Об утверждении Положения о Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации и его состава» (с изменениями и дополнениями). Следует отметить, что Совет является консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений для Президента Российской Федерации, касающихся взаимодействия Президента Российской Федерации с религиозными объединениями и повышения духовной культуры общества. По состоянию на февраль 2009 года в Совет входили представители Русской православной церкви, Русской православной старообрядческой церкви, Армянской апостольской церкви, Центрального духовного управления мусульман России и европейских стран СНГ, Совета муфтиев России, Координационного центра мусульман Северного Кавказа, Федерации еврейских общин России, Буддийской традиционной сандхи России, Российского союза евангельских христиан-баптистов, Церкви христиан-адвентистов седьмого дня, Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников).

Страницы: 1 2 3