Исторические формы семьи и брачных отношений
Материалы / Правовые основы заключения брака / Исторические формы семьи и брачных отношений
Страница 2

Реформа Петра I положили начало новому периоду в развитии семейного права. Прежде всего усиливается роль светского законодательства, в основном императорских указов, служащих для восполнения пробелов в каноническом праве.

Решающее значение стало придаваться добровольности вступления в брак. По указу Петра I, действовавшему, правда, непродолжительное время, родственники лиц, вступающих в брак, обязаны были приносить присягу в том, что не принуждали жениха и невесту к браку. Это положение затем получило закрепление в Своде законов Российской Империи. Статья 12 Законов гражданских указывала, что «брак не может быть законно совершен без добровольности и непринужденного согласия сочетающихся лиц».

Указом 1714 года Петр попытался ввести образовательный ценз для дворян, вступающих в брак, требуя при венчании справки о знании арифметики и геометрии. Но эта попытка не увенчалась успехом. Указом 1722 года было запрещено женить «дураков, которые не в науку, ни в службу не годятся».

При Петре I обручение становиться расторжимым. Запрещается снабжать его сговорной записью и включать в нее условие о неустойке на случай, если брак не состоится. Затем это положение получило дальнейшее развитие в Своде законов. Часть 2 статьи 12 Законов гражданских гласит, что брак не может быть предметом гражданско-правовых сделок, и поэтому обещание вступить в брак может быть свободно невыполнено без всяких последствий для обещавшего. В 1775 году обручение сливается во времени с венчанием.

В 1721 году православные христиане впервые получили в России возможность вступать в браки с христианами других конфессий. Это нововведение было связано с тем, что после войны со шведами Петр I хотел поселить пленных шведов в Сибири и привлечь их к ее освоению, дав им российское гражданство. Однако по законам того времени они не могли вступать в брак с православными, не приняв предварительно православную веру. В связи с этим было установлено правило (просуществовавшее вплоть до Октябрьской революции) о том, что христианин другой конфессии вправе вступать в брак с православным, дав подписку, что он не будет совращать православного супруга в свою веру и обязуется воспитывать детей в православии.

В 1810 году Синод составил перечень запрещенных степеней родства. Согласно каноническим правилам запрещались браки восходящих, нисходящих родственников, а также боковых родственников до седьмой степени включительно. До такой же степени запрещались и браки между свойственниками. Светской законодательство распространило ограничение только до четвертой степени бокового родства и свойства. Препятствием к браку по-прежнему оставалось и духовное родство.

В 1744 году указом Синода были запрещены браки лиц старше 80 лет. «Брак от бога установлен, - гласит указ, - для продолжения рода человеческого, чего от имеющего за 80 надеяться весьма отчаянно». В 1810 году повышается возраст для вступления в брак до 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин.

Для вступления в брак необходимо было согласие родителей независимо от возраста жениха и невесты (статья 6 Законов гражданских). Брак, заключенный без согласия родителей, тем не менее не признавался недействительным, но дети лишались права наследовать имущество родителей по закону, если родители их не простили. Лица, состоявшие на военной или гражданской службе, обязывались получить согласие на брак своего начальства (статья 9 Законов гражданских). За брак, заключенных без такого разрешения, они подвергались дисциплинарному взысканию. Законодательство того периода знает и случаи ограничения брачной правоспособности в судебном порядке. Приговором суда запрещалось вступать в брак лицам, осужденным за двоебрачие, а также тому из супругов, брак с которым был расторгнут из-за его неспособности к брачной жизни.

Заключение брака с 1775 года могло производиться только в приходской церкви одного из вступающих в брак. Венчанию по-прежнему предшествовало оглашение. Брак заключался при личном присутствии жениха и невесты. Исключения делались лишь для лиц императорской фамилии, венчающихся с иностранными принцессами.

Дореволюционная Россия так и не дошла до создания единого для всех подданных законодательства о браке. Российское брачное законодательство, и светское и каноническое, всегда строились на основании религиозных правил. Поэтому лиц разных вероисповеданий и конфессий попадали под действие различных законов в зависимости от предписаний своей религии. С одной стороны, это было свидетельство веротерпимости, с другой стороны, на рубеже XIX – XX веков начала настоятельно осуществляться потребность в хотя бы альтернативном едином светском законодательстве, допускающем браки между лицами разных религий, развод по взаимному согласию в светском органе и т.д.

Мусульманам разрешалось заключать полигамные браки. Развод между мусульманами регулировался законами Шариата, которые предусматривали развод по взаимному согласию и по воле мужа в одностороннем порядке.

Брак между католиками был не расторжимым, дозволялось только сепарация – судебное разлучение от стола и ложа. Вступить в новый брак супруги, получившие решение о сепарации, не могли.

Страницы: 1 2 3