Проблемы соотношения региональных и муниципальных программ противодействия коррупции
Материалы / Общая характеристика программ противодействия коррупции субъектов Российской Федерации / Проблемы соотношения региональных и муниципальных программ противодействия коррупции
Страница 4

3. Международный опыт борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Глобальные сети международных наркокартелей, структурированные в глобальные рынки денег, товаров и услуг, вынудили мировое сообщество начать сообща бороться с этим злом, учитывая специфику развития наркокартелей, основанную на наркокоррупции.

Каждое развитое государство создало соответствующий орган, объединяющий и координирующий всю борьбу с наркотиками в стране и за ее пределами. При ООН функционирует Управление по контролю за наркотиками и предупреждению преступности, которое сегодня возглавляет Пино Арлакки.

Наиболее мощный структурой, осуществляющей борьбу с наркотиками, является Управление по противодействию наркотикам (Drug Enforcement Administration) при Министерстве Юстиции США, созданное в 1973 году. Управление, штат которого в 2000 году составил 9132 человек (из них 4561 - специальные агенты), а бюджет которого равен 19,35 миллиардам американских долларов, проводит в жизнь законы США о контролируемых (наркотических) веществах в рамках системы правосудия США, доводит до уголовной и гражданской ответственности организации и отдельные лица, вовлеченные в выращивание, производство или распространение наркотиков, появляющихся в незаконной торговле в США, осуществляет борьбу с наркокоррупцией. Главными причинами, побудившими США на создание отдельного ведомства по борьбе с наркотиками, не входящего в силовой блок, встали следующие аспекты:

1. Огромные прибыли Медельинского и Кальийского наркокартелей позволяют им использовать для подкупа должностных лиц всех уровней, как в гражданской власти, так и в правоохранительной, абсолютно любые средства, которые недоступны другим отраслям преступного бизнеса по причине рентабельности - как следствие, наркокоррупция стала главной «бедой» государственного механизма США в 60-70-х годах этого столетия.

2. Главный внутренний положительный аспект функционирования правоохранительных ведомств США (ЦРУ, ФБР, пограничная и таможенная службы, береговая охрана) - корпоративность, забота о чистоте мундира, о незапятнанности репутации, стал играть отрицательную роль. Служащие, уличенные в наркокоррупции, не передавались в руки правосудия, а увольнялись из правоохранительных органов США, что стало плохим примером другим сотрудникам, склоняющимся к наркокоррупции, уверенным в том, что с ними поступят аналогично.

3. Анализ рынка кокаина, основного наркотика на рынке США, показал, что глобальный рынок наркоторговли глубоко интегрирован в международные рынки денег, товаров и услуг: центры производства коки - Чапаре или Альто Бене в Боливии или Альто Хуоллага в Перу связаны с лабораториями по выработке готового кокаина и центрами управления в Колумбии, которые были до 1995 года филиалами штаб- квартир Медельинского и Кальийского картелей, которые, в свою очередь, связаны с такими финансовыми центрами, как Майами, Панама, Каймановы острова и Люксембург, с транспортными центрами сетей перевозки кокаина в Мексике, такими, как Тамаулипас или Тихуана, и, наконец, с центрами распределения в основных мегаполисах Америки и Западной Европы. Ни одно из этих мест не может существовать само по себе. Картели и их ближайшие американские и итальянские союзники были бы скоро выброшены из бизнеса без боливийского или перуанского сырья, без швейцарских и германских химикатов, без полулегальных финансовых сетей распределения в Майами, Лос-Анжелесе, Нью-Йорке, Амстердаме, Ла-Корунье.

Поэтому борьба с наркокоррупцией, информационная аналитика, мониторинг финансовых потоков, слежение за транспортными коммуникациями, принуждение к замене плантаций коки другими сельхозкультурами странами- производителями- вот сегодняшнее лицо Управления по противодействию наркотикам в США. В государствах Центральной Азии, уяснивших для себя все вышеперечисленные аспекты борьбы с незаконным наркооборотом и осознающих угрозу экспансии «афганского» героина в регион были созданы аналогичные службы:

1. Республика Узбекистан - Национальный центр по контролю за наркотиками при Кабинете Министров Республики Узбекистан.

2. Республика Таджикистан - Агентство по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан.

3. Республика Казахстан - Агентство по борьбе с наркоманией и наркобизнесом Казахстана, Национальный информационно-аналитический центр по изучению и оценке состояния наркотизма и борьбе с ним.

4. Киргизская Республика - Государственный комитет по борьбе с наркотиками Кыргызской Республики.

Страницы: 1 2 3 4 5