Правовое регулирование размещение государственного заказа на современном этапе
Материалы / Особенности государственных закупок продовольственных товаров для нужд подразделений и частей МЧС России / Правовое регулирование размещение государственного заказа на современном этапе
Страница 1

На основании статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.

Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Нормативно-правовое регулирование отношений в сфере реализации государственных нужд является комплексным, содержащим источники и нормы как публичного, так и частного права.

К основным нормативным актам, содержащим публично-правовые нормы, следует отнести: Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год.

Основным частноправовым нормативным актом регулирования поставки товаров для федеральных государственных нужд является Гражданский кодекс Российской Федерации.

При регулировании поставки товаров для федеральных государственных нужд нормы публичного и частного права взаимодействуют между собой. Результатом этой кооперации явилось появление нормативных актов комплексного характера: Федеральный закон от 13 декабря 1994 года «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», Федеральный закон от 02 декабря 1994 года «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», а в последствии Федеральный закон от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Настоящий Закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, за исключением случаев, если такие услуги оказываются международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры. Законом также предусмотрено, что иными федеральными законами могут устанавливаться особенности размещения государственного оборонного заказа, заказа на поставку материальных ценностей в государственный резерв.

Гражданский кодекс РФ регламентирует наиболее важные аспекты отношений по удовлетворению государственных нужд. Поставке товаров для государственных нужд уделяется большее внимание по сравнению с правовым регулированием иных разновидностей отношений по удовлетворению государственных нужд (§ 4, 5 главы 30 ГК РФ, а отношениям подрядных работ для государственных нужд - § 5 главы 37 ГК РФ). При этом некоторые нормы, регламентирующие поставку товаров для государственных нужд, являются общими для всех отношении по удовлетворению государственных нужд, в частности, понятие "государственных нужд" (пункт 1 статьи 525 ГК РФ), основания и порядок заключения государственного контракта (статьи 527, 528, 765 ГК РФ). Также, в нормах § 4 главы 30 ГК РФ отражена специфика правового регулирования поставки товаров для государственных нужд. ГК РФ предусматривает особую структуру договорных связей и дает понятие договорных форм (статьи 526, 529-532 ГК РФ), устанавливает порядок возмещения убытков в связи с выполнением, расторжением государственного контракта или отказом государственного заказчика от товаров, поставленных по госконтракту (статьи 533, 534 ГК РФ).

Принятие Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг» было обусловлено необходимостью регулирования отношений, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд. При этом ставились следующие цели: обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации; эффективное использование средств бюджета и внебюджетных источников финансирования; расширение возможности участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия; развитие добросовестной конкуренции; совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов; обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов; предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6