Конституционные основы равноправия субъектов Российской Федерации
Материалы / Субъекты РФ и их правовой статус / Конституционные основы равноправия субъектов Российской Федерации
Страница 1

Основным отличием государств с федеративной формой государственного устройства от унитарных является наличие субъектов федерации. Субъект Федерации – это ограниченно правоспособное образование, имеющее черты государственности, входящее в единое федеративное государство.

Разнообразие субъектов Российской Федерации отражает определенные исторические. Этнические, юридические различия между ними.

До 1 декабря 2005 года в соответствии со ст.65 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации было 89 субъектов, в том числе 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. В настоящее время идет процесс федеративного обновления России, который выражается в объединении субъектов Российской Федерации.

На основании проведенных референдумов состоялись объединения:

- Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, в результате с 1 декабря 2005 года, образовался новый субъект РФ – Пермский край;

- Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа, в результате с 1 января 2007 года, образовался новый субъект РФ – Красноярский край;

- Камчатской области и Корякского автономного округа, в результате с 1 июля 2007 года в Российской Федерации образовался новый субъект – Камчатский край;

- Иркутской области и Усть-ордынского Бурятского автономного округа, в результате с 1 января 2008 года образовался новый субъект РФ – Иркутская область;

- Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа в результате с 1 марта 2008 года образовался новый субъект РФ – Забайкальский край.

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации с 1 марта 2008 года 83 субъекта, в том числе 21 республика, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 46 областей, 9 краев и 4 автономных округа. Все эти шесть видов субъектов Российской Федерации предусмотрены в ст.5 Конституции Российской Федерации.

Разнообразие форм, составляющих Российскую Федерацию, - результат исторического развития России, особенностей ее национального состава. Закрепление в Конституции РФ перечисленных форм государственности в юридическом смысле предполагает, что субъекты РФ могут состоять в ней, облекая свою государственность в одни из таких форм.

Формально различаясь, субъекты РФ в конституционном отношении равноправны. Это отражает само объединяющее их новое конституционное понятие «субъект Российской Федерации», впервые появившееся в Конституции РФ. Оно подчеркивает общность республик, краев. Областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и указывает на то, что при сохранении прежних государственно-правовых форм эти образования обрели новое качество, став субъектами РФ.

Вместе с тем современное российское законодательство не содержит определения субъекта РФ и его конституционно-правового статуса. Эти определения можно сформулировать, исходя из смысла конституционных норм. Согласно им субъект РФ – это государственно-территориальное образование, входящее в состав единого федеративного государства и обладающее конституционно гарантированными правами по осуществлению государственной власти на соответствующей территории.

В ч.ст.5 Конституции РФ закреплен принцип равноправия субъектов РФ, которое существует независимо от их вида, территории, численности населения, уровня экономического и социального развития. Естественно, что по объективным показателям субъекты РФ отличаются большим разнообразием и фактически неравны. Асимметрия федерации – это результат ее исторического развития. Поэтому закрепление равноправия субъектов Российской Федерации независимо от их фактического неравенства приобретает универсальный характер.

Следовательно, равноправие как принцип российского федерализма закреплено в трех значениях:

- равноправие субъектов РФ;

- равноправие во взаимоотношениях субъектов РФ с органами государственной власти РФ;

- равноправие народов Российской Федерации.

Равноправие субъектов РФ проявляется в обладании всеми ими одинаковым конституционным статусом субъекта Российской Федерации, а также идентичной компетенцией.

Таким образом, в Российской Федерации субъекты равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч.4 ст.5 Конституции РФ), а также в отношении иных атрибутов конституционно-правового статуса: в правах иметь конституцию или устав, собственные органы государственной власти, законодательство, свою территорию, представительство в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и др.

Страницы: 1 2