Независимость судебной власти
Правосознание судей / Независимость судебной власти
Страница 2

Кроме того, реализация идеи автономности суда требует формирования на конституционном уровне и обеспечения на практике ряда дополнительных гарантий: 1) запрет иным государственным органам осуществлять судебную деятельность (ч.

1 ст. 119 Конституции РФ) и 2) запрет на создание чрезвычайных судов и трибуналов (ч. 3 ст. 119 Конституции РФ).

В то же время в России созданы условия для осуществления независимой судебной власти в смысле содержательном или, иными словами, беспристрастной судебной власти. Так же как в первом случае, здесь необходимы создание законодательных правил и формирование соответствующей практики.

К числу первых относятся:

1)формирование принципа беспристрастности или подчинения судей и судов во время отправления правосудия только закону (ч. 1 ст. 120 Конституции РФ);

2)создание гарантий беспристрастности, в том числе формирование законодательного запрета государственным органам и иным субъектам права вмешиваться в осуществление правосудия судами (ч. 5 ст. 5 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации");

3)формирование соответствующих правовых институтов ответственности за вмешательство в осуществление правосудия в уголовном законе (указанная норма).

Говоря о принципе независимости судебной власти в ее содержательном аспекте, нельзя не остановиться на проблемах, связанных с конституционно-правовым статусом ее конкретных носителей - судей. Ведь именно в нем фактически реализуется эта идея. Так же как и основные принципы статуса судебной власти, принципы статуса судей исходят из представлений о естественном или должном правосудии и также нашли свое выражение в международных документах: "Статус судей означает обеспечение компетентности, независимости и беспристрастности, которых любой человек законно ожидает от судебных органов и от каждого судьи, которому доверена защита его прав. Он исключает любое положение и любую процедуру, способные поколебать доверие к этой компетентности, независимости и беспристрастности" (п. 1.1 Европейской Хартии статуса судей)[14].

Независимость судьи в институциональном смысле этого понятия или его самостоятельность, так же как и самостоятельность судебной власти, сегодня признаны в нашей стране. Судьи составляют самостоятельную часть публичной или государственной службы, выделяются в обособленную категорию носителей политической власти (категория "А")[15]. Обеспечение судей осуществляется через специальный орган - Судебный Департамент при Верховном Суде РФ в отношении судей судов общей юрисдикции, через соответствующие подразделения Верховного Суда - в отношении самого Верховного Суда, через соответствующие подразделения Высшего Арбитражного Суда РФ - в отношении судей федеральных арбитражных судов, через соответствующие подразделения конституционных (уставных) судов - в отношении судей этого вида судебных органов. Бюджет судебной системы сегодня - самостоятельные строки 8 федеральном бюджете каждого года. И, наконец, судьи обладают четко определенной законом компетенцией - рассматривать административные, гражданские и уголовные дела, дела о конституционности в соответствующем суде.

Значительно большее внимание необходимо уделить второму аспекту принципа независимости - беспристрастности, или подчинения судьи только закону. Российское законодательство содержит сложную систему гарантий, призванных обеспечить как объективную, так и субъективную[16] беспристрастность судьи в процессе рассмотрения им дела.

Объективную беспристрастность судьи призваны обеспечить следующие меры:

Во-первых, формирование такого порядка отбора, назначения судьи, который не вызывал бы сомнений в его приверженности только интересам правосудия но не политическим, корпоративным или иным интересам, и исключал бы какие бы то ни было формы дискриминации (принцип 10 Основных принципов). Процесс формирования судейского корпуса включает в себя две основные стадии: стадию предварительного отбора и собственно формирования. Учитывая, что отдельные аспекты этого процесса были раскрыты выше применительно к проблемам существования судов в механизме разделения властей (роль председателей Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ, роль законодательных (представительных) органов субъектов Федерации, характер полномочий Президента и парламента России), а иные аспекты, напротив, будут детально рассмотрены ниже (порядок проведения квалификационных экзаменов, порядок формирования экзаменационной комиссии, роль квалификационных коллегий судей и их председателей в данном процессе)[17], остановимся здесь более подробно на возможных организационных моделях процесса формирования судейского корпуса, позволяющих минимизировать отмеченные и иные недостатки, создать в конкретном государстве механизм, в наибольшей степени отвечающий требованиям международных стандартов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6