Независимость судебной власти
Правосознание судей / Независимость судебной власти
Страница 6

Второй гарантией объективной беспристрастности судей и судебной власти выступает формирование такого механизма приостановления и прекращения полномочий судьи, который также обеспечивал бы независимость судьи и исключал бы возможность угрозы освобождения его от должности, кроме как по причине неспособности выполнять свои обязанности или за поведение, делающее его не соответствующим занимаемой должности (принципы 17-18 Основных принципов).

В настоящий момент в Российской Федерации действует порядок приостановления полномочий судьи и прекращения их, установленный соответственно ст. 13 и 14 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации". Решение о приостановлении и о прекращении полномочий в обоих случаях принимает квалификационная коллегия судей. Оно может быть обжаловано в Высшую квалификационную коллегию судей, последнее - в Верховный Суд РФ (ст. 26 Федерального закона от 14 марта 2002 г. и Об органах судейского сообщества в Российской Федерации"[23]). Основания перечислены исчерпывающим образом. Так, полномочия судьи могут быть приостановлены только в четырех случаях: 1) признание судьи безвестно отсутствующим; 2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу; 3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав законодательного (представительного) органа как федерального, так и субъектного уровня; 4) избрание судьи по результатам упомянутых выборов.

Прекращение полномочий возможно по 12 основаниям, часть из которых служит базой для почетной отставки, часть имеет порочащий характер.

В первую группу следует включить: 1) письменное заявление судьи об отставке; 2) неспособность по состоянию здоровья или иным уважительным причинам осуществлять обязанности судьи; 3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам; 4) истечение срока полномочий судьи; 5) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе[24]; 6) прекращение гражданства Российской Федерации (за исключением случаев его аннулирования); 7) смерть судьи или объявление его умершим; 8) признание судьи ограниченно дееспособным или недееспособным; 9) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда; 10) достижение предельного возраста пребывания в должности судьи.

Остальные основания служат фактически для лишения судьи его статуса: 1) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи; 2) вступление в силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо о применении к нему принудительных мер медицинского характера.

Иными словами, и в этом случае объективная беспристрастность не гарантирована, поскольку вопрос о приостановлении или прекращении полномочий судьи решается фактически корпоративным органом, а такое положение дел вряд ли может быть оценено как соответствующее международным стандартам независимости. Положение усугубляется эластичностью законодательных формул, касающихся оснований для прекращения полномочий судьи, включенных во вторую группу, которые допускают достаточно расширительное толкование в одних и ограничительное - в других случаях. Необходимо, однако, отметить, что соответствующие формулы актов других стран также не отличаются четкостью. Например, п. 2 Канонов судебной этики США содержит правило, согласно которому правосудие не должно осуществляться лицами, которые по характеру своему не совместимы с должностью, а п. 4 предписывает американскому судье избегать не только нарушений закона, но и следить за тем, чтобы его поведение "в должности" и в повседневной жизни было выше всяких упреков.

Ранее уже отмечалось, что органы типа совета магистратуры обычно выполняют функции гаранта независимости судебной власти не только в части обеспечения первого этапа карьеры судьи -процесса формирования судейского корпуса, но и иных, в том числе последнего периода - процесса приостановления или прекращения его полномочий. Вероятно, было бы полезным и в этой части учесть достаточно успешный опыт иностранных государств. Хотя возможны и другие варианты решения проблемы. Например, можно изменить процедуру рассмотрения вопроса о приостановлении или прекращении полномочий судьи: решение по позорящим основаниям принимает Высшая квалификационная коллегия, по остальным - соответствующие; решение может быть обжаловано только судьей, в отношении которого оно вынесено, в Совет судей Российской Федерации и Высшую квалификационную коллегию. Решение Совета судей является окончательным. Последняя стадия этого процесса может осуществляться не Советом судей, а в порядке, сопоставимом назначению, - органом или должностным лицом, осуществившим назначение судьи на должность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6