Программно-математическое и информационное обеспечение ЭВМ как специфические объекты авторского права. Историческая справка
Материалы / Авторское право как институт правовой защиты прикладного программно-математического обеспечения ЭВМ / Программно-математическое и информационное обеспечение ЭВМ как специфические объекты авторского права. Историческая справка
Страница 2

В 1975 году Конгресс АИППИ в Сан-Франциско принял решение рекомендовать использовать для охраны программного продукта возможности национального законодательства стран участниц, прежде всего в форме авторского права.

Подразумевалось, что такое положение должно сохраниться вплоть до выработки специальных международных норм защиты интеллектуальной собственности в сфере программно-математического и информационного обеспечения ЭВМ.

Следующим знаменательным событием было принятие ВОИС в 1978 году Типовых положений по охране программного обеспечения вычислительных машин, состоящих из десяти разделов, суммирующих позитивный опыт постановки и решения проблем в сфере правовой охраны программного обеспечения, накопленный к данному моменту в различных странах. В качестве основных вопросов, рассматриваемых в Положениях, следует упомянуть определение следующих понятий:

-основные термины;

-основные права на программное обеспечение;

-условия возникновения прав;

-сроки действия прав;

-условия, размер и порядок компенсаций.

В качестве следующего шага предполагалось подготовка и заключение соответствующего многостороннего международного договора об охране программного обеспечения. Однако, жизнь внесла свои коррективы – данное намерение так и не было реализовано. Причиной послужило принятие поправок к национальному законодательству об авторских правах, осуществленное в большинстве промышленно развитых стран в начале 80-х годов. Данные поправки модернизировали действующее законодательство, сделав его относительно приемлемым на текущий момент для адекватной правовой охраны программных разработок. В результате вопрос разработки специального международного законодательства потерял актуальность и был снят с повестки дня международных организаций. Охрана прав авторов программ обеспечивается в соответствии с нормами Всемирной (Женевской) и Бернской конвенций. Тем не менее, роль Положений не следует неоправданно занижать, так как они имели определенное методическое значение при модернизации национальных законодательств, в частности, при определении терминов и понятий.

Разработка международных многосторонних договоров в сфере охраны программного обеспечения значительно осложняется наличием проблемы согласования интересов государств, обладающих различной степенью научно-технического развития. В данном случае может оказаться весьма продуктивным декомпозиционный прием – разработка соответствующих региональных соглашений, объединяющих государства, близкие не только территориально и культурно, но и имеющие сопоставимые уровни развития. Яркий пример – позитивные результаты, достигнутые странами-участниками Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС).

Первый «прорыв» в данной области – глава 5 отчета Комиссии ЕЭС по авторско-правовой охране (“Green Paper on Copyright”), представленного в 1988 году. Указанная глава была посвящена вопросам авторско-правовой охраны ЭВМ и явилась результатом анализа правовой охраны этих объектов на национальном уровне. Основным итогом данной работы был проект соответствующей директивы, принятой впоследствии Советом ЕЭС – директива Совета 91.250.ЕЭС от 14 мая 1991 года. Директива устанавливала минимальный перечень норм, которые должны быть отражены в национальном законодательстве стран – участниц в срок до начала 1993 года.

Той же Комиссией ЕЭС подготовлен проект директивы о правовой охране баз данных, принятый Советом ЕЭС в 1996 году. В большинстве Европейских стран, как и в США, и в ряде других развитых стран, электронные базы данных рассматриваются как сборники – аналогично энциклопедиям, каталогам и т.п. Тем не менее, в некоторых государствах национальное законодательство по авторско-правовой охране выделяет базы данных на электронных носителях в качестве специальных объектов охраны (характерный пример – Япония).

Страницы: 1 2 3 4