Программно-математическое и информационное обеспечение ЭВМ как специфические объекты авторского права. Историческая справка
Материалы / Авторское право как институт правовой защиты прикладного программно-математического обеспечения ЭВМ / Программно-математическое и информационное обеспечение ЭВМ как специфические объекты авторского права. Историческая справка
Страница 3

Современная международно-правовая система охраны авторских прав на программные средства более подробно будет рассмотрена в главе 3 настоящей работы.

В СССР проблема правовой охраны программного продукта впервые начала серьезно обсуждаться в начале 70-х годов.

Однако, в силу ряда факторов, в том числе в силу социально-экономической специфики нашего общества в указанный период, рассмотрение соответствующих вопросов первоначально не получило широкого внимания, ограничивалось узким кругом специалистов – сотрудников научно-исследовательских организаций. «Видимые» результаты этого периода свелись, в основном, к публикации материалов в рамках трудов национальной группы АИППИ.

Первым значительным актом нормотворчества на территории нашей страны в рассматриваемой сфере правового регулирования следует рассматривать постановление Государственного комитета по Науке и Технике (ГКНТ) № 581 от 10 декабря 1979 года «О повышении эффективности функционирования и использования ГосФАП». Данное постановление предписывало создание Государственного фонда алгоритмов и программ как единой системы, объединяющей многочисленные отраслевые и территориальные фонды, которые были в свое время учреждены постановлениями ГКНТ (№28 от 1966, № 443 от 1969, № 258 от 1975).

В соответствии с постановлением № 581, разработчики программного продукта были обязаны в течении трех месяцев после завершения разработки провести ее испытание и сдать в систему

ГосФАП программные средства, сопровожденные текстовой и эксплутационной документацией, а также обеспечивать дальнейшее сопровождение и обновление. Фонд имел право тиражировать программные средства по запросам любых пользователей за символическую плату, сопоставимую с затратами на тиражирование. Никакое дополнительное вознаграждение авторам при таком тиражировании не предусматривалось, так как считалось, что их трудозатраты полностью компенсировались заработной платой, полученной по месту работы в период создания разработки. При такой постановке вопроса, когда в результате внедрения разработки ее авторы и их руководители имели только дополнительные обязанности, было трудно ожидать серьезной материальной заинтересованности в продвижении программного продукта, как лично от авторов, так и от организаций-разработчиков.

В качестве попытки исправить ситуацию следует рассматривать принятое в феврале 1984 года постановление ГКНТ № 41, согласованное с рядом заинтересованных министерств и ведомств. В силу данного постановления программы для ЭВМ могли быть приравнены к объектам новой техники, и следовательно, по действующему на тот момент законодательству, авторы разработок могли получать премию в размере до шести должностных окладов в год. С теоретической точки зрения постановление № 41 рассматривало программное обеспечение не как объект авторского права, а как продукцию производственно-технического назначения. Такая замена понятий была лексически отражена введением в правовую лексику нового термина «программный продукт», впервые официально употребленного в данном постановлении и включенного впоследствии в соответствующий ГОСТ 28806-90. Данный термин используется до сих пор, однако, в настоящее время в связи с изменениями в законодательстве он утратил первоначальный смысл.

Существенным толчком к развитию нормативной базы охраны программных средств следует считать создание в 1987 году Государственного Комитета СССР по вычислительной технике и информатике (ГКВТИ). Одним из результатов деятельности ГКВТИ является подготовка и принятие Советом Министров СССР в апреле 1988 года постановления № 511 «Об улучшении работ в области программного обеспечения вычислительной техники и информатики». В соответствии с этим постановлением в течение 1988 года в СССР было разработано более двух десятков нормативных документов, в том числе «Положение об учете и охране авторских прав разработчиков программных средств вычислительной техники и информатики». Такой «мощный» пакет нормативных актов, в общем, сыграл позитивную роль в развитии правовой охраны программных продуктов в нашей стране, но в тоже время обладал рядом недостатков. В частности, в указанных актах, программные средства рассматриваются одновременно как объекты авторского права и вещного права.

Страницы: 1 2 3 4