Модернизация проверочных производств в гражданском процессуальном праве России
Материалы / Кассационный порядок обжалования судебных постановлений в гражданском процессе / Модернизация проверочных производств в гражданском процессуальном праве России
Страница 6

Глава 41 «Производство в суде кассационной инстанции» заменила собой прежнюю главу 41 «Производство в суде надзорной инстанции». Изменения свелись в основном к замене слова «надзорная» на слово «кассационная».

В остальном все осталось без изменений. Тот же фильтр в лице судьи теперь суда кассационной инстанции, та же возможность обратиться с жалобой на отказ в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции к председателю суда или его заместителю, те же основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке, те же пределы рассмотрения дела в кассационном порядке.

Таким образом, как и при прежнем порядке обжалования вступивших в законную силу судебных постановлений, исправить судебную ошибку, допущенную судами первой и второй инстанций, будет весьма и весьма затруднительно. Очевидно, что все надежды спорящих сторон должны быть связаны с судами, рассматривающими дело по существу. Это потребует от заинтересованных в судебной защите лиц приложения максимальных усилий для обоснования своей правовой позиции именно в судах первой и второй инстанции. В свою очередь, и суды, рассматривающие дело по существу, должны будут принять все меры для принятия законного и обоснованного судебного решения.

Надзорное производство. Недостатки нового регламентирования критиковались в ходе обсуждения законопроекта. В принятом законе все осталось без изменений, а, следовательно, и «замечания будут неизменными». Помимо изложенного ранее, представляется важным обратить внимание на то, что надзорное производство для целого ряда судебных постановлений представляет собой замену кассационного производства. Замена неравнозначная, поскольку основания для отмены в кассационном и надзорном порядке существенно отличаются. В результате этого решения мирового судьи, районного суда последовательно обжалуются в апелляционном и кассационном порядке в областной и равный по компетенции суд и не подлежат обжалованию в порядке надзора, обжалованию в Верховный Суд РФ. Решения Верховного Суда РФ и областного и равного по компетенции судов последовательно обжалуются в апелляционном и надзорном порядке в Верховный Суд РФ. Возможно, что такой порядок обжалования был установлен с учетом особого места Верховного Суда РФ и его роли в системе судов общей юрисдикции, закрепления права апелляционного обжалования не вступивших в законную силу решений этого суда. Ответ на вопрос о порядке обжалования решений областных и равных по компетенции судов, видимо, кроется в устройстве судов общей юрисдикции.

Применительно к содержанию норм об основаниях для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора следует отметить, что они аналогичны основаниям, предусмотренным ст. 304 АПК РФ.

Необходимо обратить внимание на то, что в надзорном производстве сохранилось право Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей вносить в Президиум Верховного Суда РФ представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора. При этом изменилась цель внесения такого представления. Сейчас представление вносится в случаях нарушения прав, свобод или законных интересов неопределенного круга лиц, иных публичных интересов, правил подведомственности или подсудности.

С 1 января 2011 г. представление будет вноситься в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных ГПК РФ, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7