Возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства в Республике Беларусь
Материалы / Возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства в Республике Беларусь
Страница 5

В более широком аспекте следует различать сельскохо­зяйственное и все иные виды пользования землей (несель­скохозяйственное, в том числе, лесохозяйственное, водохо­зяйственное и т.п.).

Использование земли в качестве средства производства возможно и в лесном хозяйстве - все, что связано с лесовосстановительными работами, производится на земле, с использованием и обработкой земельных участков.

Но об­работка земли (циклы ее и др.) в сельском и лесном хозяй­стве различна.

Разграничение понятий «право сельскохозяйственного землепользования» и «право землепользования сельскохо­зяйственного предприятия» имеет важное теоретическое и практическое значение. Понятие сельского хозяйства как отрасли производства шире понятия сельскохозяйственного землепользования, так как сельское хозяйство не ограничи­вается земледелием.

Право сельскохозяйственного землепользования вклю­чает право владения и внутрихозяйственного управления землей в пределах прав, предоставленных законом; содер­жит совокупность норм, предусматривающих порядок из­менения и прекращения землепользования, охрану прав землепользователей и ответственность за нарушение требо­ваний рационального использования земли в сельском хо­зяйстве.

Действующее законодательство разграничивает право­вой режим земельных участков сельскохозяйственных предприятий, используемых в качестве средства сельскохо­зяйственного производства, и только в качестве территори­ального базиса. Оно регламентирует порядок размещения объектов внутрихозяйственного строительства юридиче­ских и физических лиц на землях сельскохозяйственного назначения. Порядок размещения объектов внутрихозяйст­венного строительства на землях сельскохозяйственного назначения устанавливается Советом Министров Респуб­лики Беларусь (ст. 98 Кодекса о земле).

Гарантии целевого, рационального использования зе­мель сельскохозяйственного назначения предполагают ре­шение ряда задач:

♦ обеспечение надлежащего использования земель сельскохозяйственного назначения;

♦ охрану и восстановление, повышение плодородия почвы, а также других свойств земли;

♦ предотвращение уменьшения площадей сельскохо­зяйственных угодий, в первую очередь пахотных земель.

Решение этих проблем осуществляется с помощью сис­темы экономических, организационных, технических и правовых средств.

Среди правовых средств, обеспечивающих сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйствен­ного назначения, важное место занимает закрепленный в нормах земельного и иного законодательства приоритет земель сельскохозяйственного назначения (приоритет пра­ва сельскохозяйственного землепользования). Принцип приоритета означает установление в нормах земельного права преимуществ для субъектов права сельскохозяйст­венного землепользования и сельского хозяйства как от­расли хозяйства.

Приоритет предполагает соблюдение ряда правил субъ­ектами права землепользования и другими участниками земельных отношений, а также органами государства. Он состоит в следующем:

1. Земли, пригодные для сельскохозяйственных целей, должны предоставляться прежде всего для нужд сельского хозяйства. Признание земель пригодными для сельскохо­зяйственных целей производится на основании данных государственного земельного кадастра (ст. 28 Кодекса о зем­ле).

2. Предоставление и изъятие земель сельскохозяйствен­ного назначения производится на основании решения ком­петентных органов (ст. 25 Кодекса о земле).

3. Изъятие сельскохозяйственных земель, расположен­ных на дерновых и дерново-карбонатных почвах, для не­сельскохозяйственных нужд не допускается (ст. 40 Кодекса о земле).

4. Изъятие других сельскохозяйственных земель, кроме вышеназванных, опытных полей научно-исследовательских учреждений и учебных заведений допускается лишь в слу­чаях особой необходимости.

5. Изъятие сельскохозяйственных земель с кадастровой оценкой свыше 40 баллов, земель опытных полей научно-исследовательских учреждений и учебных заведений для несельскохозяйственных нужд производится по решению Президента Республики Беларусь или по его поручению - Советом Министров Республики Беларусь.

6. Для строительства промышленных предприятий, объектов жилищно-коммунального хозяйства, железных и автомобильных дорог, линий электропередачи, связи, маги­стральных трубопроводов, а также для иных несельскохо­зяйственных нужд предоставляются земли несельскохозяй­ственного назначения или не пригодные для сельского хо­зяйства либо сельскохозяйственные земли худшего качест­ва.

7. Изъятие земельных участков у землепользователей, землевладельцев и арендаторов для государственных и об­щественных нужд производится на основании решений Президента Республики Беларусь, Совета Министров Рес­публики Беларусь, соответствующих исполнительных и распорядительных органов в порядке, определяемом Пре­зидентом Республики Беларусь. Принудительное изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд у собственников земельных участков осуществляется по решению суда (ст. 39 Кодекса о земле).

Страницы: 1 2 3 4 5 6