Естественные монополии: регулирование и управление
Материалы / Антимонопольная политика Казахстана / Естественные монополии: регулирование и управление
Страница 1

Система управления монополиями, как и любой вид деятельности, основывается на определенных методах. Каждый вид управления имеет свою специфику. Для методов монополистического управления мы можем выделить следующие особенности:

во-первых, они органически связаны с целевым назначением антимонопольной деятельности как особого вида практической реализации единой государственной власти;

во-вторых, они выражают управляющее воздействие антимонопольных структур на монопольные объекты;

в-третьих, они используются монопольными субъектами в качестве средств реализации закрепленной за ними компетенции; в-четвертых, методы монополистического управления имеют своим адресатом соответствующего объекта – определенную монопольную структуру; в-пятых, выбор конкретных методов монопольного управляющего воздействия напрямую зависит от организационно-правового статуса объекта управления (формы собственности, от индивидуального или коллективного характера).

Таким образом, из вышеперечисленных специфик регулирования монополистической деятельности следует различать следующие:

1. методы управляющего воздействия, имеющие внешнее юридически властное значение и выражение, которые являются собственно методами управления;

2. методы организации работы аппарата управления, имеющие чисто внутри аппаратное значение;

3. методы совершения определенных управленческих действий – методы процедурного характера.

В то же время, с общетеоретических позиций, к управленческим методам можно отнести такие средства, как убеждения и принуждения.

С помощью средств убеждения, прежде всего, стимулируется должное поведение участников управленческих отношений путем проведения воспитательных, разъяснительных, рекомендательных, поощрительных мер в основном морального воздействия, которые в нашем случае мало применимы. Принуждение рассматривается как вспомогательный метод, используемый в случае не результативности убеждения. Оно выражается в применении административной или дисциплинарной ответственности.

Из множества классификаций, как правило, можно выделить методы двух групп: административные, в том числе правовые, и экономические.

Административные методы представляют собой способы и средства прямого или внеэкономического управляющего воздействия со стороны субъектов исполнительной власти, в данном случае антимонопольного органа, на соответствующие объекты управления. Свое выражение они находят в совершении субъектом управления таких действий, в содержании которых проявляется властное обеспечение должного поведения объектов. Прямое их направление означает, что субъект управления принимает управленческое решение, обязательное для адресата управления.

Экономические методы обычно характеризуются в качестве способов или средств экономического или косвенного воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управления. Главное при этом заключается в том, что с их помощью субъект управления добивается должного поведения управляемых объектов путем воздействия на их материальные интересы, т.е. опосредствованно, в отличие от способов прямого властного воздействия. Последние здесь отсутствуют. Объект управления ставится в такие условия, когда он сам начинает действовать должным образом не под влиянием директив, предписаний субъекта управления, а в силу того, что такое его поведение материально стимулируется. Чаще всего стимулирующие средства сводятся к экономическим (например, материальное поощрение, предоставление имущественных льгот и т.п.). Тем самым стимулируется экономическая (материальная) заинтересованность объекта в выполнении поставленных перед ним задач. Управляющее воздействие сказывается не прямо на поведение (это можно делать, а это нельзя и т.п.), а косвенно (опосредствованно), т.е. через воздействие на материальные (имущественные) интересы объекта управления. Должное поведение последнего достигается перспективами материальных выгод, равно как и угрозой материальных санкций. Следовательно, экономические рычаги, используемые в процессе решения управленческих задач, устанавливают систему материальных стимулов. Однако управляющее воздействие составляет содержание и таковых рычагов, что сближает их по конечной цели с рычагами прямого (административного) характера.

Проблема методов управления диалектична, это означает, что недопустимо резкое противоречие между использованием методов прямого и косвенного воздействия. И для этого имеются, по нашему мнению, соответствующие тому обстоятельства.

Страницы: 1 2 3 4